МБХ медиа
Сейчас читаете:
Возвращение в Царьград: Украина в поисках церковного суверенитета

Возвращение в Царьград: Украина в поисках церковного суверенитета

19 апреля Верховная Рада Украины поддержала обращение президента страны Петра Порошенко к патриарху Константинопольскому Варфоломею о предоставлении Томоса (указа) об автокефалии украинской православной церкви. Порошенко считает, что отделение УПЦ от Московского патриархата — необходимый «атрибут независимого государства». Создание самостоятельной поместной церкви в стране, по словам президента, стало бы «торжеством православия» и «актом восстановления глубокой исторической справедливости».

«И этот долгожданный Томос станет не только торжеством православия, но и актом глубокого восстановления исторической справедливости. Именно из Царьграда пролился на нашу благословенную землю свет христианской веры… И уже потом мы поделились им с тем Залесьем, где древние киевские князья очень опрометчиво основали Москву», — сказал президент Украины.

Действительно ли киевские князья основали Москву?

Датой основания Москвы принято считать 1147 год — первое упоминание о поселении, в котором прошла встреча между ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким и новгород-северским Святославом Ольговичем. Утверждение о том, что Москва была основана киевскими князьями довольно спорно, нам известна лишь дата первого упоминания. Удельные князья были потомками рода Рюриковичей, а титул князя Киевского получали не только выходцы из киевских земель, потомки из разных уделов Руси стремились завладеть Киевом.

Со временем князья стали больше связывать себя со своими уделами, а не всей Русью: это видно по изменению политики князей в борьбе за Киев. Если владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий получает киевский престол и остается править там, то уже потомки Юрия не связывали себя с Киевом и больше заботились о благосостоянии своих уделов. Так, сын Юрия, князь Андрей Боголюбский совершал походы на Киев, но не решил там обосноваться.

Как пишет современный историк Сергей Плохий в своей книге «Врата Европы. История Украины», князь Андрей больше заботится о родной земле: он переносит центр княжества из Суздаля во Владимир, где строится Успенский собор и Золотые ворота, копируя архитектуру далекой южной митрополии, во Владимир из Вышгорода князь привозит икону Богородицы, ныне известную как Владимирскую. Помимо этого, тогда же князь пытается добиться от Константинополя права самому избирать митрополита во Владимире, независимо от Киева, хоть и безуспешно. Таким образом, Андрей Боголюбский стал князем, который способствовал перенесению на север символического капитала Руси, Киев уже не воспринимался как желанная цель. С периода раздробленности и начинает формироваться отдельные представления, которые лягут в основу будущих русской и украинской наций.

В российской историографии, перенесение символического капитала состоялось по линии «Киев — Владимир-на-Клязьме — Москва», а Московское царство становилось в одну линию непрерывного государственного существования Руси. Как пишет украинский историк Наталья Яковенко в своей книге «Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время», такая концепция была разработана российскими историками в XIX веке, а в современной Украине сложилась другая концепция, согласно которой «перетекание истории» сложилось по линии «Киев — Галич — Литва».

Вопрос об автокефалии

Перенести митрополичью кафедру из Киева во Владимир у Андрея Боголюбского не получилось. Митрополит оставит Киев в 1299 году, через несколько лет после его опустошения монгольским войском, а в 1325 году при Иване Калите митрополичья кафедра переносится в Москве. На Галицко-Волынской земле сложилась своя митрополия: в 1303 году князь Юрий добивается от Константинополя создания отдельной Малорусской митрополии.

Фактически, автокефальной Русская церковь стала в 1448 году, когда на поместном соборе независимо от Константинополя был избран предстоятель — уроженец Руси митрополит Иона. Это случилось уже после отказа от подписания Флорентийской унии в 1439 году. Поначалу польский король Казимир IV тогда подтвердил право «митрополита Киевского и всея Руси» Ионы, сидевшему в Москве, и на земли своего королевства. Однако позднее король принял в качестве митрополита Киевского ставленника Рима Григория, который стал «митрополитом Киевским, Литовским и всея Руси». Часть епископов на украинских землях стала служить униатскому митрополиту, а в 1459 на соборе епископов в Москве было подтверждено разделение Московской и Киевской церквей.

Киевская митрополия Константинопольского патриархата станет частью Русской православной церкви в 1688 году после объединения России и Украины. Первая попытка получить автокефалию от Москвы произойдет с распадом Российской империи — тогда образуется Украинская православная автокефальная церковь (УАПЦ). Уже после распада Советского Союза на территории Украины будет восстановлена Украинская греко-католическая церковь, а православных церквей станет сразу три — Московский патриархат, Киевский патриархат (неканонический) и УАПЦ.

Попытки объединения церквей властями светскими в Украине предпринимались еще при президенте Викторе Ющенко, но тогда остались неосуществленными. В обращении к патриарху Константинопольскому и президенту Порошенко свои подписи о создании поместной церкви поставили предстоятели Киевского патриархата и УАПЦ, но не предстоятель Московского патриархата. Значительная часть православных в Украине относится к Московскому патриархату, а форсированное объединение церквей может способствовать дальнейшему расколу между Московским патриархатом и другими церквями.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 комментариев

Правила общения на сайте

  • Валентин Покровский

    из сводки новостей от 20.02.2014

    =Священный Синод Украинской православной церкви Киевского патриархата постановил прекратить поминовение власти при богослужении, сообщается на сайте УПЦ КП. «Учитывая, что государственной властью не были услышаны неоднократные призывы Церкви к ней не применять оружие против народа, который избрал власть для служения себе и Украине, а не для совершения насилия и убийств, — прекратить с 20 февраля 2014 года поминовения власти во время богослужений», — говорится в документе. Будет произносится формула «за Богом хранимую нашу Украину и украинский народ».=

  • Олег

    РПЦ МП в Украине целиком лежит под Кремлем и Фсб. Поэтому необходимо объявить ее вне закона и вообще убрать из Украины. Достаточно своей Украинской РПЦ.

  • Олег

    Православный «порошенко»???

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: