МБХ медиа
Сейчас читаете:
Шесть фрондерских песен Высоцкого: анализ тоталитарного сознания и тяжелая правда о Великой Отечественной

Высоцкий никогда не был диссидентом, но для современников он олицетворял другое и, кажется, более важное — возможность индивидуального бунта при сложившейся системе. В наши дни этот посыл поэта не стал слабее. Сергей Простаков в день 80-летия Владимира Высоцкого рассказывает о его песнях, которые во многом и сейчас продолжают звучать фрондерски.

Леонид Парфёнов в своей летописи «Намедни» пишет о значении Высоцкого для русской культуры в 1970-х годах: «Западные специалисты по русской культуре всерьез утверждают, что Высоцкий один заменяет России, не имеющей своей рок-музыки, всех битлов, роллингов и цеппелинов. Западную триаду „секс — наркотики — рок-н-ролл“ он вывел по-русски: „бабы — водка — три аккорда“. А еще война, тюрьма, сума, шальные деньги, да и наркотики, как окажется, тоже». Биографию Высоцкого делали его песни. Он и сейчас издается сборниками: лирическое, военное, лагерное, сатирическое и так далее. Для современников поэт воевал и сидел, был скалолазом и участником геологических экспедиций.

Но главное в его биографии — это его неопределенный статус в советском обществе. Исторически в литературоцентричной стране статус главного поэта или писателя фиксирует общее состояние эпохи. И Высоцкий оказался символом фронды. За этим французским словом в русском языке закрепилось определенное значение: протест, не сопровождаемый активным действием.

Стихи Высоцкого, положенные на гитарный бой, распространялись концертными записями на катушках, звучали из окон. В это время он один из самых гастролирующих артистов страны, но при этом его концерты нелегальны. Он появляется в кинолентах и спектаклях, которые тут же становятся культовыми, но его фотографии — очень дефицитный товар. При этом «органы» хорошо осведомлены о его песнях и стихах, которые звучат на концертах и кухнях:

«И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет России —

Безвременье вливало водку в нас".

При этом ни назвать Высоцкого диссидентом, ни лоялистом нельзя — он оказался идеальным певцом времени, в котором одинаково устали от великого эксперимента и общество, и власть. А тотальная популярность Высоцкого свидетельствовала об одном — вся страна давно находится в большой фронде.

Штрафные батальоны

Это один из главных военных «боевиков» Высоцкого. Песня была написана в конце 1960-х годов, и за несколько лет превратилась в один из первых хитов поэта. В это время в Советском Союзе уже сложился канон о главном событии в национальной истории XX века — Победе во Второй Мировой войны. Закрепляли его два произведения — киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» и воспоминания маршала Георгия Жукова. Высоцкий канон дополняет неприятной правдой: победа достигалась не только героическим самопожертвованием, но и безжалостной растратой людей. Песня написана от коллективного «мы» штрафников — русских камикадзе, смертников, обреченных на гибель. В песне соединяются две сквозные темы для поэта — военная и блатная. В результате по Советскому Союзу ползет слух: автор сидел и воевал, причем в штрафном батальоне.

«Считает враг — морально мы слабы.

За ним и лес, и города сожжены.

Вы лучше лес рубите на гробы —

В прорыв идут штрафные батальоны!"

Солдаты группы «Центр»

«Солдаты группы „Центр“» — одна из самых необычных песен Высоцкого. Она написана в 1965 года для спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые». В этой песне снова использовано коллективное «мы», но на этот раз Высоцкий пел про немецких солдат, наступающих на востоке летом 1941 года. Эту песню поэт исполнял на своих концертах, обязательно снабжая предисловием «Мы знаем, что с ними потом стало». Но «Солдаты…» не так просты, как кажутся — это один из первых примеров обращения Высоцкого к исследованию тоталитарного сознания. «Не надо думать — с нами тот, кто все за нас решит», — сказано о всех тоталитарных и авторитарных режимах истории прошлого и будущего. И совершенно не случайно, что 2014 году во время войны в Украине песню для собственной пропаганды использовали обе стороны (АТО; Новороссия). Для широкого же слушателя «Солдаты…» всегда были поводом упрекнуть Высоцкого в неточности — в Украине воевала группа армий «Юг». Но поэт на ошибку пошел сознательно. «Центр — слово намного лучше. Это как затвор щелкает!» — говорил Высоцкий.

«На «первый-второй» рассчитайсь!

Первый-второй…

Первый, шаг вперед! — и в рай.

Первый-второй…

А каждый второй — тоже герой, —

В рай попадет вслед за тобой".

Банька по-белому

В конце 1950-х поэт Евгений Евтушенко написал: «Интеллигенция поет блатные песни, она поет не песни Красной Пресни». Этим он фиксировал важную составляющую духовно-интеллектуальной ситуации хрущевской Оттепели: вернувшиеся из лагерей интеллигенты интерпретировали реальность на языке блатных понятий, усвоенных в ГУЛАГе, а не на языке марксизма-ленинизма и революционной романтики. Лагерная тема в творчестве Высоцкого имеет именно такое происхождение. Это были песни интеллигента, исследующего тюремно-лагерный опыт миллионов соотечественников. Сначала Высоцкий исполнял лагерный фольклор, от которого перешел к сочинению собственных песен. Их вершиной является «Банька по-белому». В этой исповеди узника ГУЛАГа Высоцкий на десятилетия вперед придумывает метафору для описания политики памяти в отношения преступлений сталинизма: с себя можно смыть лагерную грязь, но набитый у сердца профиль вождя останется навсегда.

«А потом на карьере ли, в топи ли,

Наглотавшись слезы и сырца,

Ближе к сердцу кололи мы профили,

Чтоб он слышал, как рвутся сердца".

Мишка Шифман

Сатирические песни Высоцкого — богатый материал для социолога. Спустя 40 лет, они хотя и не теряют своей способности вызвать улыбку, но главным образом предоставляют возможность изучать проблемы, наиболее волновавшие советского человека в 1960—1970-е годы. «Мишка Шифман» — песня, в которой подробно описано пробуждение еврейского национального самосознания после Шестидневной войны (1967). Если до этого советские евреи могли сомневаться в жизнеспособности Израиля, то убедительная победа над арабской коалицией для многих стала поводом «выбрать родину». Началась борьба за репатриацию. Герой песни Шифман, наслушавшись «вражьих голосов», предлагает своему русскому соседу уехать в Израиль. В результате русского соседа из СССР выпускают, а Шифмана оставляют дома из-за пятой графы советского паспорта, где указывалась национальность. Абсурдный итог не так смешон — советское правительство прикладывало много усилий, чтобы евреев из СССР не выпускать. А в не менее абсурдном разрешении выехать русскому читается другое: мучающему евреев государству, этническое большинство и его проблемы совсем не интересны.

«Мишку Шифмана не трожь,

С Мишкой — прочь сомнения:

У него евреи сплошь

В каждом поколении.

Дед параличом разбит, —

Бывший врач-вредитель.

А у меня — антисемит

На антисемите".

Песня автозавистника

Семидесятые годы XX века — это время парадоксального рождения потребительского общества при всеобщем дефиците. Большинство товаров приходилось доставать. Но рост благосостояния благодаря брежневским нефтедолларам заставил многих искать хотя бы «блат» и «связи», чтобы ими воспользоваться при необходимости что-то достать. Даже такое потребительское общество слабо вязалось с коммунистическими идеалами. Безымянный герой песни, который «гиб и мерз в семнадцатом году», призывает ставить к стенке собственников «жигулей». А пока власти к нему не прислушиваются, он занимается «подпольной работой», прокалывая шины частным автомобилям. Но в итоге автозавистник сам становится обладателем машины. Хотя фрондерство Высоцкого обычно связывают с другими песнями, здесь он безжалостен к советской действительности, как мало где: герой семнадцатого года, отлежавший в психушке, предает идеалы и становится частным собственником. Вполне пророческая песня: именно такая судьба будет ждать партийную номенклатуру на закате Советского Союза.

«Нет, чтой-то екнуло — ведь части-то свои! -
Недосыпал, недоедал, пил только чай…
Все, — еду, еду регистрировать в ГАИ!..
Ах, черт! — „москвич“ меня забрызгал, негодяй!».

Охота на волков

И все-таки ключевое место в творчестве Высоцкого занимает частный бунт — возможность и желание прорваться за «красные флажки». В обществе, где жизненный путь каждого был вымощен по прямой «октябренок, пионер, комсомолец», где супружеские измени обсуждались в парткоме, а любой продукт творчества должен был утверждаться в государственных инстанциях, прямолинейность Высоцкого в вопросе выбора личного пути завораживала. «Охота на волков» одна из центральных песен поэта. Здесь метафора загнанного волка может интерпретироваться, и как попытка спастись, и как восстание против окружающей действительности. Впрочем, современники в песне хотели видеть и видели исключительно «красные флажки», за которые необходимо прорваться.

«Рвусь из сил, из всех сухожилий,

Но сегодня — не так, как вчера!

Обложили меня, обложили,

Но остались ни с чем егеря!".

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

22 комментариев

Правила общения на сайте

  • Геннадий Перечнев

    Да. Он пел своё время. И был гением, без преувеличения.
    Очень трудно представить Владимира Семёновича здравствующим в наши дни. В том смысле, что, например, очень трудно представить в нашем времени А. Д.Сахарова…
    Вечная Память…

    • Михаил

      Посмею возразить Вам, т.к. полагаю, что нынешние времена в России не очень-то отличаются от тех, в которые жили и действовали и Высоцкий, и Сахаров. Возможно именно поэтому песни Высоцкого, его творчество переживают сейчас ренессанс. Ведь мы все опять оказались в шаге от тех времён; опять запреты, преследование несогласных, опять вождь («национальный лидер» :-(…), опять «органы» подминают под себя гражданское общество. Отличие только в уровне коррупции. Нынешняя — порвала все пределы законов. Коррупция теперь сама стала законом нашей жизни. Полагаю, Высоцкий так-же бунтовал бы против этой действительности своим творчеством, всей своей непокорной натурой! Аналогично и Андрей Дмитриевич — не молчал бы! Возможно опять находился бы под надзором и домашним арестом.

      • Геннадий Перечнев

        Спасибо за Ваше мнение. Я просто не раскрыл того, что вкладываю в свои слова и полностью согласен с Вашими. Да, песни Высоцкого переживают ренессанс, ввиду своей актуальности. И про Высоцкого как человека, Вы очень верно сказали. Аналогично — академик Сахаров.
        А имел в виду я следующее. В стране практически не осталось нравственных авторитетов, ориентиров, чьи мнение, голос звучали бы громко и доходили бы до очень многих. Мнение, голос, от которых трудно было бы отмахнуться. И Высоцкий, и Сахаров являлись такими моральными авторитетами. Отсюда — да, Вы правы, каждый из них, возможно, повторил бы свою судьбу. Но «трудно представить в нашем времени» — это я о том, что не было ли бы стыдно т.н. обществу в наше время (его «большинству»), имей оно перед глазами таких людей. Ведь, в наши дни их правду, их правоту, их мировоззрение было бы донести до оболваненных людей намного легче. Вот и спрашивал себя: «Прозрели бы ?» Сейчас, подумав, отвечаю — скорее всего, нет…

        • Александр Васильевич Зиновьев

          Гена, добрый день. Понравилось ваше сердце и слово, поэтому вот и своё… (там внизу в комментариях… наверное то, что написал — именно так и есть)
          Я по своему тоже Высоцкий — в смысле по Высоцкому Высоцкий, но, если заметили… как у нас всё к этому дню сложилось в стране — все эти сайт-отдушины НЕ РАБОТАЮТ на страну. На нас, на наших соседей, друзей и юность. Мы с нашей Россией скатились… в Шнуровщину видимости выявления боли, а… наше онемение (искусственно схваченное СМИ) используется против тех, кто действительно несёт настоящее людям. «Матильдовщина» оседлала разум. А «Левиафан» выбивает землю из-под ног ещё не крепко вставших на ней молодых людей!
          Выбраться можно… И скорее всего выберемся — сто лет назад не такое было. Но как жен тяжело сердцу моему и разуму… всё видеть и почти не иметь возможности остановить или вести за собой! Спасибо всем, кто верен нашей Родине.

          • Геннадий Перечнев

            Добрый день, Александр Васильевич. Прочитал Ваши комментарии. Чувствуется, Вы хорошо знаете творчество Высоцкого. И очень правильно его понимаете. Вы правы — на пальцах можно пересчитать сайты-«отдушины», несущие людям правду, заставляющие думать. Но как они могут работать на т.н. «большинство», на «нас, на наших соседей, друзей и юность», если этим самым большинством, нашими соседями, друзьями (в т.ч., юности) это не востребовано, не нужно, не интересно? Перефразируя Вас, мы скатились в шариковщину. Вот и «весь ответ».
            А в плане «выбраться» — обязательно выберемся !

        • Тогда бы не появились, — Высоцкий, Сахаров, Солженицын и д.р. Именно испытания, трудность реализации себя, не согласие с той ситуацией жизни в стране и д.р. и рождают протесты, в котором рождаются те кто этот протест выражает, в другой ситуации родился бы гений другого направления, а может бы и не родился, поэтому события надо рассматривать с двух сторон.

          • Геннадий Перечнев

            С Вашей логикой не поспоришь. Согласен.

  • Станислав

    Мне больше как-то «Я Як-истребитель» и «У братских могил» почему-то внушали некий подспудный ужас войны, а «Группа Центр» казалась больше такой анти-пропагандистской агиткой.

  • Алексей

    Высоцкий был в поле зрения. Он был и пел в Москве. Такие высотские были в каждой деревне. Не обязательно они там все пели как он. Они думали и вели себя так же. В каждом маленьком городке был свой высоцкий. И так же имели свою славу и популярность, хотя бы среди девчонок. Высоцкий возникал в столице. И без верхушки, простое население его бы просто слушало. Но верхушка создавала тон, ритм. А ритм Высоцкого и предлагаемый им тон был иным. И он был ближе людям. Он не был диссидентом. Его делали диссидентом. Эта черта характера нашей страны никуда не исчезла. Не изменилось ничего в этом плане.

  • Александр Павлов

    Владимир Высоцкий однозначно и всегда с нами, с народом. Как бы не привечал его Великий, Солнцеликий, Плешивый карлик Пу и его друзья-подельники по Кремлёвской ОПГ, я глубоко сомневаюсь, что со своей бескомпромиссной порядочностью и честностью он спелся бы с этой гадкой, воровской бандой Путина. Печально одно, что вся эта мерзость, как и все мы, росла и воспитывалась на его песнях. Сегодня Владимир пел бы возможно так:
    Если Друг оказался вдруг
    И не друг, и не враг, а ВОР,
    Если даже он Президент,
    Пусть он на хер идёт!

    Я не выпью с ним никогда,
    Он никто для меня уже.
    Будет он для меня ГОВНО!
    Стыдно петь для него!
    Рифма страдает, написал экспромтом за пару минут. Переработаю позже. А сейчас вам более-менее с рифмой, новые, предвыборные, агитационные:
    * * *
    Как надо русскому народу отупеть,
    Чтоб ложь и власть воров терпеть?
    Так и живет народ, себя не уважая,
    О призрачном Величии мечтая!

    Пора б тебе, народ, с небес спуститься
    И жить достойно в этом мире научиться!
    Свободу, Братство, Демократию построить
    И жизнь народа в Счастье обустроить!
    * * *
    Если хочешь в Свободе жить,
    28 смело будь готов выходить!
    Народ! Пойми Мы ведь не скот!
    Поддержим все дружно наш БОЙКОТ!!!

    Если честный народ поддержит БОЙКОТ,
    То Путин тогда не просто уйдёт!
    Он сдриснет трусливо, быстрее козла,
    Чтоб совесть от страха в пятки ушла!

    • Высоцкий оказался бы в другой реальности, другого времени и получилось бы отразит так ярко, бес пафосно наше время для будущих поколений, — вопрос.

  • Алексей

    Мне с самого начала не понравилась эта подборка-писанина. То что он не был диссидентом. Это для кого тут пишется? Для желторотых птенцов. Сейчас в стране на них ставка. Мы то знаем как что тогда называлось. Второе: Время, в котором он стал певцом идеальным, в котором проходил эксперимент, от которого устали и общество и власть. Вот уж враки. Именно власть и именно в это время какого-то эксперимента чувствовала себя уже в 21 веке. Всё у неё и у её родни было чики-чики.

  • Согласен, он не смог бы жить в наше время.

    «Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт»

  • галина

    Первый раз услышала В. Высоцкого в возрасте 7−8 лет. До сих пор не понимаю — почему будучи ребенком, октябренком, т. е абсолютным продуктом коммунистической морали, сразу приклеилась ухом к этому голосу? Что меня заворожило? В сознательном возрасте 16−17 лет уже была абсолютным фанатом Высоцкого, хотя смысл многих песен стал понятен значительно позднее. Видимо важна была интонация и общее впечатление чего-то уникального. Считаю В. Высоцкого гением без всяких сомнений. Подтверждение этому — актуальность его стихов, которые высвечивают болевые точки нашей жизни.

    • Александр Васильевич Зиновьев

      Галя — вы родились с хорошим… нервом в себе… Поэтому так остро понимали ПРАВДУ Володи!
      Посмотрите внизу по комментариям — он бы точно сегодня мог бы ТАК сказать!

  • Валентин Феденев

    Я не понимал и не понимаю Высоцкого! Он для меня был и остается БЛАТЯГОЙ! СТАВИТЬ ЕГО НА ОДНУ ПОЛКУ С САХАРОВЫМ ЭТО КОЩУНСТВО!

    • Но сам Сахаров ни единым словом не упрекал Высоцкого, а принимал его как народным ГЕРОЕМ! Они близки по духу, просто один великий учёный не навидел БАНДИТСКИЙ строй и певец поэт, актёр по своему не навидел эту ПОМОЙКУ СССР на лжи и Высоцкому было намного тяжелее, так как его ОТЕЦ продал себя бандитской власти и КГБ, но похоже этот факт спасал Высоцкого от каторги за песенки, вот другой плешивый и гнусавый урод, лилипут в ПРЕЗИДЕНТАХ отправил на 2,5 года двух милых женщин на катаргу к САДИСТАМ МОРДВЫ в колонию МОРДОВИИ на уничтожение за пеменку на сРАНОМ алтаре!!!

    • Александр Васильевич Зиновьев

      Валя, поживите ещё — может что-то сработает!

    • Олег

      талантливого агента КГБ Высоцкого и реального диссидента Сахарова ставить на один уровень глупо

  • Владимир Высоцкий — великий русский поэт. По его песням можно воссоздавать картину жизни простых людей нескольких десятилетий Советской власти. Живой, яркий и образный русский язык, неподдельная искренность, прекрасный юмор — всё это в текстах песен Высоцкого. Недаром его записи слушали простые рабочие и студенты, учёные и партийные функционеры. В его песнях была сама жизнь — трагическая и смешная, героическая и повседневная. Светлая память.

  • Василий

    Мудрец в нем видел мудреца,
    Глупец — глупца,
    Баран — барана,
    Овцу в нем видела овца,
    И обезьяну — обезьяна.
    Но вот подвели Простакова Сергея,
    Увидел он в нем диссидента идеи.

  • Александр Васильевич Зиновьев

    Александр Зиновьев (25.01.2018 06:09):
    Восемьдесят…, но не случилось.
    Другие кушают компот,
    Когда ушёл, со мной простились честно,
    Сегодня всё наоборот.
    Не закрепилась в людях воля,
    И с совестью вполне бардак,
    Так что ушёл я в скотской доли
    Себе и родине не враг,
    И вас, ребята, вспоминаю,
    Хорошим словом, как ещё…
    Допить своё не успеваю —
    А вам Россия — нагишом.
    25. 01. 2018 г.
    За Высоцкого Александр Зиновьев.

    О том, что сегодня надо будет побыть с Высоцким. Послушать, посмотреть. Подумать, ВСПОМНИТЬ. Впервые его и весь театр на Таганке я увидел в Алма-Ате, затем на концерте Володи в институте, уже не вспомнить каком… А совсем впервые в кинофильме (1966 ГОД) «Я родом из детства», помните На братский могилах, Звёзды, Холода, холода, Высота, Враги сожгли родную хату, Мы, солдаты (Архипелаг Новая земля), тут же из ЗАПЕЛИ под свои семиструнки с металлическими струнами.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: