МБХ медиа
Сейчас читаете:
В кольце «Садового кольца». Евгения Шерменева — о настроениях эпохи в сериале, на который никто не обратил внимания

В кольце «Садового кольца». Евгения Шерменева — о настроениях эпохи в сериале, на который никто не обратил внимания

Накануне матчей Чемпионата мира по футболу, которые отвлекли внимание практически всех граждан России от театра, кино, и, вероятно, от дачных грядок, Первый канал запустил двухнедельные премьерные показы сериала «Садовое кольцо». Футбол там тоже присутствует: в экране планшета, куда дважды за сериал утыкается один из героев, навлекая гнев женской части семьи. Как легкое дыхание внешней массовой жизни.

Закончившийся на прошлой неделе сериал вызвал шквал обсуждений среди телевизионных и кинокритиков, среди театрального и кино-сообщества в фейсбуке, и разделил зрителей сериала на ярких сторонников и противников. Очень многие вспоминали сериал «Оттепель», так как Первый решил показать его сразу встык в ночи за премьерными сериями «Кольца».

Евгения Шерменева

И один, и другой сериалы интересны своей очень точной отсылкой к настроениям эпохи. В «Оттепели» — к шестидесятым прошлого века, в «Садовом кольце» — к нынешнему времени, которое пробивается сквозь замкнутость узкого круга героев и пространств, в которых они существуют.

Время присутствует в сериале «Садовое кольцо» не только во внешних приметах, одежде, марках машин, телефонов, в первую очередь оно проявляется в истериках героев, в равнодушии и пренебрежении к посторонним, в отношении к женщинам, во всех тех поведенческих особенностях, которые закрепились и утвердились в последние годы. Когда хамство не скрывается, когда речь становится примитивной и насыщенной — впроброс — нецензурной или просто грубой лексикой.

Есть и несколько моментов с прямыми отсылками к политической ситуации в стране — когда прикрывающий бизнес героя зампрефекта (на самом деле мелкая сошка в чиновничьих кругах) попадается и сдает героя следователям. Когда в благополучном районе по дороге из супермаркета в дом с двухэтажной квартирой на героиню нападает грабитель, так что Садовое кольцо и новые улучшения городских пространств московской мэрии — уже не защита от уличной преступности, она теперь не только в Бирюлево, но и в центре тоже. И частного детектива расстреливают прямо на пороге дорогого ресторана на глазах удивленной публики, пережевывающей изысканные блюда.

Некую власть олицетворяет лысый мужчина привычной бандитской внешности за столом с вечной тарелкой, к которому по очереди приходят на консультации два героя — соперника в бизнесе. Он появляется ненадолго и исчезает, потому что от него на самом деле ничего не зависит. Так же как ничего не зависит от странных немецких партнеров, непонятно, для чего приезжавших в Москву. Все в сериале дышит сегодняшним днем — зыбкостью и ощущением скорой потери благополучного образа жизни. Отсутствием понимания, к кому обращаться за помощью. Кто на самом деле может прикрыть и помочь.

Единственные по-настоящему влиятельные люди — это следователи. И это тоже примета времени. Правда, они тут какие-то не инфернальные, не обладающие ни блестящей формой, ни темно-синими машинами с маячками, а больше похожи на героев «True Detective». Но само включение представителей Следственного комитета в большой сериал на Первом канале с участием звезд российского кино уже имеет значение, ведь мы знаем по опыту наших коллег, что власть действительно у этой структуры.

Именно они могут сами принимать решение — менять ли меру пресечения подозреваемому, или нет, продолжать начатое дело, или спустить его на тормозах. Власть сильнее денег, и сериал как раз об этом, как от одного отчаянного поступка может осыпаться все, и не удержать.

Другая интересная история, связанная с «Садовым кольцом» — это полное игнорирование его широкой аудиторией. Я спросила разных людей, и оказалось, что среди моих знакомых, не причастных к театру, телевидению и кино, никто не смотрел сериал и ничего не может о нем сказать. То есть все сериальные разыгранные истерики и рыдания на пустом месте, заглушенный мат, выскакивающий без напряга у всех без исключения героев, обыденность взаимных оскорблений и унижений — только на своих. Нездоровая привязанность друг к другу и отчаянная зависимость — потому что никто из них не поворачивается и не уходит от предательства и измены — для тех, кто и так ходит к собственному психоаналитику. Герои ходят друг за другом по кругу, наступая на лежащие в одной и той же позиции грабли. Только мальчик из Орла, поглощающий еду и напитки со здоровым аппетитом не неврастеника, насытившись по горло истеричной садовой жизнью, сбегает к маме. От Садового кольца и всех, кто его населяет. Поэтому я и решила узнать, что думают люди, живущие вдали от Садового кольца, про этот сериал. Но — не смотрели! Ни в Богородском, ни в Беляево, ни во Владимирской области. И даже не слышали о таком. О футболе — да, слышали, о сериале — ничего. Так же как этот мальчик — выключили Садовое кольцо из своей жизни.

В фейсбуке ломают копья, выясняя, жизненный сериал или нет, имеет ли право писать критикесса М. не про сюжет и актерское искусство, а про семейные связи создателей, скучный ли сюжет и правдоподобные ли герои, искусственные ли диалоги и бывают ли вообще такие люди. И выясняется, что на самом деле «жизненное» для масс-аудитории — это истории в ютьюбе, где пожилая грубо накрашенная «Мама отличника» бродит по номеру в пансионате, где по кроватям валяются члены ее семейства, и жалуется «девочкам» (подписчицам), что муж загулял, смахивая слезы в кадре.

Даже качественно сделанный, лихо придуманный и профессионально сыгранный сериал, показанный на Первом, не конкурент этим простым историям, где показывают цветочки, говорят о дочке и внучке, обсуждают меню кафе в торговом центре и гордо ведут эфир из новой машины. Вроде бы все то же самое, по сюжету, но реакции другие.

Получается, что и телевизор со своим продуктом не такой уж теперь властитель умов зрителей, не может навязать то, что кажется важным в программе формирования собственного контента, массовому потребителю. Люди готовы переживать возле экранов (и неважно, каких — телевизионных или компьютерных), и мы видим это на нынешнем футбольном чемпионате. И власть, чуткая к массовым предпочтениям, отказавшаяся от театра и кино, отправившая искусство практически в гетто к Мединскому, может отказаться и от телевизионных звезд, когда поймет, что и там все перестало работать на ее задачи.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 комментариев

Правила общения на сайте

  • Наталия

    Я начала смотреть сериал после прочтения поста Александра Тимофеевского в Facebook, поскольку давно уже не смотрю сериалы на 1 и 2 каналах. Пятнадцатилетний сын удивился тому, что мама вдруг прилипла к экрану (это же 1 канал, мама!!!). Но после разъяснений вместе досматривали и спорили
    Так что репутация канала тоже сыграла против сериала

  • Alexandr

    на мой взгляд все каналы современной роисси (кроме чисто тематических) — ватный отстой

  • Марина

    Ну, вот теперь, возможно, и посмотрю. Спасибо.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: