МБХ медиа
Сейчас читаете:
Смертная казнь и империя Романовых: петровские реформы и кровавые традиции

В 1775 году в этот день по новому стилю в Москве на Болотной площади была произведена одна из самых известных казней в истории России — были четвертованы Емельян Пугачев и его ближайший соратник Афанасий Перфильев. Эта экзекуция носит для российской истории наказаний переломный характер. К этому времени смертная казнь в России фактически вышла из обихода, но просвещенная Екатерина II, настояв на казни Пугачева и Перфильева, перевернула правила игры. Вплоть до 1917 года в империи Романовых смертная казнь будет использоваться только для наказания политических преступников. Сергей Простаков рассказывает как менялась смертная казнь в России на протяжении трех романовских столетий истории страны.

Торговая казнь

В XVII столетии по интенсивности использования смертной казни Россия мало отличалась от своих ближних и дальних европейских соседей. Напротив, в этот момент в русском языке любое физическое наказание после суда называлось казнью. У этого были свои причины. Формы казней, использовавшиеся в это время носили жестокий, если не садистский характер: смерть после порки кнутом или клеймения совсем не была редкостью.

Российское законодательство того времени предполагало много самых разнообразных форм казней. Например, в «Соборном уложении» 1649 года были детально прописано, какую руку и как отрубать за то или иное преступление. Так за попытку замахнуться мечом в присутствии царя следовало отрубание правой руки. А вот пальца можно было лишиться за нанесение легкой раны. Правую руку рубили за кражу лошади, а за кражу иного имущества — левую (ее же отрубали, если конокрад и с одной рукой вставал обратно на скользкую дорожку). Отсеченные руки и ноги не выкидывали — их использовали для пропаганды законопослушания. Обычно вывешивали у дороги с пояснением, за что эти конечности были отсечены.

Другим излюбленным способом российской казни являлось отрезание ушей и вырывание ноздрей: преступник калечился, не лишаясь возможности работать. Последние способы наказания распространились настолько широко, что царь Алексей Михайлович был вынужден издать специальный указ, запрещающий использовать эти меры без решения суда.

Что касается непосредственно смертной казни, то ее можно было совершить большим количеством способов. Для массовых казней, например, практиковалось утопление. В Смутное время в 1607 году царь Иван Шуйским, чтобы особо не заморачиваться, утопил в Москве-реке всех схваченных сторонников бунтовщика Ивана Болотникова. Один из очевидцев писал: «Людей в Москве ежедневно топили. Эта казнь столь ужасная, что ее нельзя представить себе, совершалась в Москве уже два года сряду и все еще не прекращалась. Весной во время половодья вместе со льдом были выбрасываемы на равнину человеческие трупы, изъеденные щуками и другими рыбами. Эти трупы, покрытые раками и червями, точившими их до костей, лежали целыми тысячами и гнили». Обычно этот способ казни производился так: выставляли людей шеренгой у крутого берега, оглушали дубинкой и скидывали в воду. XVII век прозван бунташным, а потому к утоплению цари прибегали неоднократно.

Кроме вполне традиционных смертных казней (повешения, отрубания головы, колесования, сожжения, посажения на кол и так далее) существовали и более экзотические способы. Например, существовал сугубо женский вид казни — окапывание. Если женщина отравила мужа, то ее закапывали в яму так, чтобы на поверхности была одна голова. Специально приставленный стражник следил, чтобы женщину не кормили и не поили. Прохожим разрешалось оставлять только деньги на похороны и свечи.

Этический вопрос о публичности казни долгое время вообще не поднимался. Любая казнь производилась прилюдно, чтобы население знало, что бывает за преступления. Поэтому правосудие обычно совершалось на рыночной площади. Казнь в России долго называлась торговой, то есть публичной.

Фрашмент картины «Утро стрелецкой казни» В.И.Сурикова, 1881 год

Петровские реформы

Среди Романовых больше всех казнил основатель империи Петр I. Казни во всех их вариациях широко распространились не потому, что выросло количество тяжелых преступлений, а потому что император считал преступным сам факт противостояния государственной воле. Поэтому за преступления разной тяжести следовали одинаковые наказания.

В петровскую эпоху появляются новые виды наказаний, но широко практикуются и традиционные. Повешенных подолгу не снимали с центральных площадей городов — чтобы их увидело как можно больше людей. Так в 1721 году в Санкт-Петербурге был повешен многолетний Сибирский губернатор Матвей Гагарин. Его обвиняли во взяточничестве и злоупотреблении власти. Повешения как такового властям показалось мало, поэтому тело несколько раз перевешивали в разных частях города, пока это возможно было делать.

Петр I ввел по крайней мере два новых вида казни в России. Первый — битье шпицрутенами. Солдат ставили в два ряда, друг напротив друга. Наказанного прогоняли сквозь строй, привязав спереди ружье со штыком, за которое его вел другой солдат. Штык был, естественно, направлен в живот, поэтому если наказываемый хотел ускориться, то штык начинал его колоть. Это наказание в армии и для гражданских лиц сохранялось вплоть до второй половины XIX века.

Другое наказание, которое появилось при Петре — это расстрел. Долгое время его применяли исключительно для военных. Традиции этой следовали вплоть до XX века, когда расстрел стал главной казнью: расстреливали и гражданских, обвиненных в содействии революционным процессам.

Зато Петр I отменил большинство казней, после которых приговоренный мог умереть несанкционированно. Так кнут был заменен куда более гуманной плетью и теми же шпицрутенами. Зато петровское время — это расцвет калечащих наказаний. В это время окончательно стало понятно, что заключенных лучше всего использовать на каторжных работах. Уже в первой половине XVIII века перестанут даже вырывать ноздри и отрезать уши. Широко распространится клеймение металлом на лице преступника — с каторги сбежать и раствориться в толпе больше не получится.

Суд Пугачева. Картина В. Г.Перова

Казнь, смертная казнь

К середине XVIII столетия в российском обществе происходит тотальное смягчение нравов. Клейма на лицах стали надежным способом отделить преступников от законопослушных подданных. Для более мелких преступлений была плеть. А вот смертная казнь практически сама собой отменилась в правление Елизаветы Петровны (1741−1761). Считается, что императрица поклялась перед Богом, что в России по ее указу кровь проливаться не будет.

При ее наследниках смертной казни не было до 1775 года, когда были казнены Пугачев и Перфильев. Через десять лет в «Жалованной грамоте» Екатерина в отношении представителей дворянского сословия запретит не только смертную казнь, но и телесные наказания. В России был запущен юридически процесс гуманизации правосудия и распространения идеи равенства прав.

Уже в правление внука Екатерины Александра I окончательно отменяется торговая казнь. Теперь казни совершались в специально отведенных местах и народ на них специально не сгоняли. В совокупности это привело к тому, что слово «казнь» окончательно закреплялось в русском языке за лишением жизни.

Но в 1825 году «первое непоротое поколение» дворян выступило на Сенатской площади в Санкт-Петербурге против царя с оружием в руках. Этот рубеж обозначил, что общество стало обгонять государство в развитии. Царская власть все больше архаизировалась, не желая прислушиваться к обществу, а общество все пристальнее присматривалось к террору как средству достижения политических целей. И поэтому смертная казнь будет возвращена в активный оборот, но применять ее будут чаще к бунтарям, покусившимся на государственные порядки.

Не лишним будет напомнить как казнили пятерых декабристов: Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского. Казнь через повешение, проходившая по новому стилю 25 июля 1826 года в Петропавловской крепости, не удалась с первого раза. Трое из декабристов сорвались. Их решили повесить заново (Закон этого не запрещал, а негласное правило, согласно которому сорвавшегося не вешают повторно, отменил еще Петр I). По легенде один из декабристов сказал: «Что за страна? Даже повесить нормально не могут». Впрочем, на то были свои причины: регулярные казни в России не производились к тому моменту почти сто лет.

Противостояние общества и государства после восстания декабристов набирало обороты, поэтому в 1846 году была введена процедура так называемой гражданской казни. Она символизировала разрыв связи общества и преступника. В ритуале гражданской казни соблюдались все обычаи смертной: привозили к эшафоту в кандалах, надевали табличку с указанием преступления. Зачитывали под барабанный бой приговор. Над головой дворянина ломали ржавую шпагу.

Смертные казни по ходу XIX века набирали обороты. После декабристов активно казнить стали при Александре II. При нем и при его сыне Александре III казнили в среднем 3−4 человека в год. Рекорд был установлен в 1879 году, когда были казнены за различные преступления по всей империи 16 человек. Отдельно стоит упомянуть о казнях польских повстанцев во время Январского восстания (1863−1864). В военных условиях были казнены около полутора тысяч человек.

После 1900 года казни на годы, если не десятилетия станут массовым явлением. В целях усмирения Первой русской революции (1905−1907) были введены военно-полевые суды. Их жертвами стали около двух с половиной тысяч человек. Большинство из них крестьяне. Хотя власти рекомендовали использовать виселицу, военно-полевые суды предпочитали расстрелы.

В эти годы общество уже готовило революцию. Одной из ее целей была отмена смертной казни. Но уже в начале Гражданской войны лидер большевиков Ленин сказал: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». В конце концов этот тезис привел не просто к возвращению широкой практике смертной казни, он предопределил воцарившийся вскоре государственный политический террор.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 комментариев

Правила общения на сайте

  • «государственный политический террор»

    Уберём слово «политический», поскольку оно и так в пер. с греч. означает «государственный». «Террор», как известно, в пер. означает «ужас». И это слово в данном словосочетании, по-моему, тоже излишне: достаточно будет оставить одно слово — государство — и оно уже само по себе будет означать «ужас». Когда люди вполне осознают, что слова «государство» и «преступление»; «государство» и «ужас» — синонимы, то поймут, что конец ужасным казням, как и прочему ужасному государственному произволу, может быть положен только с уничтожением «государства» (не теперешнего государства в какой-либо стране, а государства, как формы мирового людского псевдопорядка, на деле ж — позорного насилия, вершимого государством над людьми ради сохранения власти властителей и ни для чего боле).

    • Получается, Бердяев, с его знаменитым высказыванием: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад», был не прав?

  • Богомолова Людмила Григорьевна

    Прогрессивного развития и справедливости не будет в России до тех пор, пока не признаете своё личное соучастие в УНИЧТОЖЕНИИ КРЕСТЬЯНСКИХ НАКАЗОВ о создании гражданского самоуправления из полит-программы с 1905 г. До сих пор идут репрессии от граждан против КРЕСТЬЯНСКОГО АКТИВА России-1990г.р., который давал в реформах идеи о построении гражданского общества. Ростки зачатков здравого разума были задушены коммунистами и обывателями.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: