МБХ медиа
Сейчас читаете:
«Он пример того, что можно бороться и побеждать». Умер Михаил Угаров

На 63-м году жизни скончался драматург, режиссер, театральный педагог Михаил Юрьевич Угаров. Он был смелым и на редкость последовательным реформатором русской сцены. Можно с уверенностью сказать, что его имя займет место в самом почетном ряду театральных деятелей России.

Ушел человек, чьими мыслями, идеями, формулировками питалось целое новое поколение. Михаил Юрьевич воспитал драматургов и режиссеров, актеров и менеджеров, чьей энергией и творчеством сейчас живет российский театр.

Созданный Михаилом Угаровым и Еленой Греминой Театр. doc в последние годы стал известен своими правозащитными проектами, театральными опытами осмысления истории, политических событий и защиты прав человека.

Сегодня именно этот театр наиболее остро и определенно откликается на все вопросы нашей жизни, именно там образовался центр поддержки творческих инициатив, связанных с политическими изменениями в стране.

Михаил Угаров — российский драматург и театральный режиссер. За спиной — Литературный институт, участие в первых фестивалях новой драматургии «Любимовка», работа на телевидении (он соавтор сценария очень популярного в конце 90-х сериала «Петербургские тайны»), создание Дебют-центра при Доме актера.

А дальше — перелом века, новое время, давшее старт новому в театре. Фестиваль «Любимовка», где Угаров является одним из руководителей, открывает имена Василия Сигарева, Ксении Драгунской, Максима Курочкина, Юрия Клавдиева, братьев Пресняковых, братьев Дурненковых. В 2002 году в Москве открывается площадка Театр. doc для работы в новом формате драматургического текста: вербатим, работа с документальными материалами, с реальным человеком. Бесчисленные пробы, отборы, мастер-классы. Накопившийся багаж новых знаний и оригинальных идей выстрелил в начале XXI века в подвале на Трехпрудном переулке спектаклем «Кислород» по пьесе Ивана Вырыпаева — и это стало манифестом нового театрального поколения.

Конец 90-х и начало нулевых — это строительство новой, параллельной государственным институциям, театральной структуры. Театр. doc становится формой существования у нас гражданского общества, пусть и объединяющего только людей одного призвания.

Михаил Угаров — великолепный драматург, создавший в начале 2000-х спектакль, изменивший отношение к классической русской литературе. Его «ОБЛОМOFF», поставленный в Центре драматургии и режиссуры, стал для нас примерно тем же, чем был роман Гончарова для людей середины XIX века.

Любимое детище Угарова, Театр. doc, стал неотъемлемой частью современной театральной культуры, обрел признание на разных уровнях, стал получать номинации и призы национальной премии «Золотая Маска». Но, конечно, обратил он на себя внимание и другой, неизбежной в нашей жизни публики. Театр несколько раз хамски изгоняли из арендуемых подвалов, там проводили обыски и прочие «оперативные мероприятия». Михаил Угаров, кроме всего прочего, был настоящим бойцом за идеалы. Мужественным человеком, который не демонстрировал эмоций. Можно было только догадываться чего стоит ему противостояние с этой вечной грубой силой.

Михаил Угаров — учитель, мастер. Михаил Угаров — точка опоры для тысяч людей возраста от 20 до 50, считавших его своим наставником. Опора не выдержала. Теперь нужно держаться всем вместе, чтобы сохранить тот мир, который он создал.

О Михаиле Угарове:

Юрий Муравицкий, режиссер

Юрий Муравицкий

Театр.doc и Любимовка это начало. Там все началось. И для меня лично и вообще. Какой-то важный этап. Практически весь российский современный театра вышел из подвала на Трехпрудном. Театр. doc — это дом. Ты можешь там долго не бывать, но когда бы не пришел — ты дома. Про Михаила Юрьевича — никто в этом городе не сделал для меня больше чем он. И я уверен, многие могут сказать то же самое. Рад, что я успел ему это сказать. Еще он настоящий борец. Непримиримый и бескопромиссный. Не хочу говорить был. Таких людей очень мало. Он и Елена Анатольевна пример того как человек, как маленький частный театр может бороться с системой и побеждать. Для меня они победители. Люди, которые не боятся. Очень жаль что Михаил Юрьевич так быстро и неожиданно ушел. Ему там наверное хорошо. Но, здесь нам всем его будет очень не хватать.

Всеволод Лисовский, режиссер

Всеволод Лисовский

Михаил Юрьевич был очень очень смешной. Он смешно ругался, смешно ворчал. А ещё он смешно знакомился с новыми людьми. Когда в его жизненное пространство попадал новый персонаж, то сначала его вроде как и не замечали и не смотрели в его сторону. И при этом было ощущение, что на тебя не смотрят, а уши приподняты как у гигантского мохнатого щенка. Потом объект начинает ловить на себе любопытные взгляды из угла. Ну, а потом уже к нему подходили с каким-то необязательным вопросом, а на лице приглашение «Давай с тобой играть». Михаил Юрьевич именно играл с окружающими в самом детском значении этого слова. Поэтому общение с ним было таким увлекательным для самых разных людей.

Василий Сенин, режиссер

Василий Сенин

Слова — не слезы, но что-то похожее есть. Иногда они градом катятся, иногда даже не выдавить, а случается и застревают в горле. При всех попытках, словами не передать боль, но она наполняет тишину, в которой звучит смысловое эхо услышанного. И в этой бесконечной тишине мы тянемся друг другу словами. Жонглируем ими, бьем, ненавидим, соревнуемся, оскорбляем, презираем, восхищаемся, плачем и любим ими. Мы нарушаем тишину отмеренного нам пространства, а потом замолкаем, погружаясь в свою собственную тишину. И в один момент замолкаем навсегда. И в этот момент мы становимся понятыми и любимыми, только нам этого уже не узнать и не услышит никто нашего нового слова, а спустя короткое время наши произнесенные слова наполняются новыми смыслами. И это утешение для оставшихся. И это больно. Михаил Угаров всегда относился ко мне и серьезно, и иронично одновременно. Думаю, он ко всему и всем так относился. Наше общение не было частым, но он никогда не обсуждал пустоту и никогда не воспроизводил пафос. И каждый раз все начиналось как-будто с той закладки, которой заложили прочитанную страницу. Теперь книга захлопнулась. И мне сложно представить, что в очередной раз разузнав новый адрес кочующего не по своей воле Театра-Doc, приехав туда я не увижу, как обычно Михаил Юрьевича, не услышу его иронично-вежливого «Здравствуйте, Вася», не выпью, предложенного в завязавшемся снова разговоре, коньяка из пластикового стаканчика. И понимая, что я тоже когда-нибудь уйду, я чувствую ценность нашего короткого общения, потому что смерть не повышает ценность всего, а только того, что она не в силах забрать.

Иван Вырыпаев, драматург, режиссер

Иван Вырыпаев

Михаил Юрьевич, спасибо за все, что вы сделали лично для меня и для российского театра, и для огромного количества молодых ищущих людей. Светлого пути!

Евгений Казачков, драматург

Евгений Казачков

Новатор, визионер, подвижник, учитель, лидер — все эти слова подходят к Михаилу Юрьевичу. Хотя ничего героического и сверхъестественного в нем не было (не привычно писать в прошедшем времени). Живой, веселый, легкий, ироничный, честный, здравомыслящий, целеустремленный, профессиональный, горящий своим делом человек. Наверное, это и вдохновляет в Угарове. Он как художник, идеолог и организатор стоит в центре сообщества, которое не ограничено никакими формальными рамками и не требует никакой «присяги». Вокруг Угарова собираются все, кому интересна современность и правда, вечное обновление и свежий ветер в театре, в кино, в культуре, в собственной жизни. Драматурги, режиссеры, актеры, художники, продюсеры, студенты заворожены исходящим от Угарова духом рок-н-ролла: мы будем делать то, что нам нравится, мы будем делать то, что мы хотим, мы будем делать это из ничего, мы будем помогать друг другу, и это будет здорово, и это поможет другим, и это никогда не остановится.

Михаил Синев, продюсер

Михаил Синев

Михаил Юрьевич мне всегда казался ранимым, хрупким человеком. Но при этом, человеком смелым и сильной воли, умевшим бросать вызов себе, жизни, театру. Он исследовал реальность — иногда робко и заботливо, иногда при помощи жестких интервенций, но всегда — чутко и очень внимательно к человеку. Он, как редко кто может, умел оказать важную для тебя поддержку точностью своего поведения, своего слова, иногда просто интонацией, когда здоровался. Почему-то в сложные для себя моменты жизненного выбора я часто вспоминал его. В каком-то смысле это была фигура мудрого отца, который вместе с заботливой мамой — Леной Греминой, бережно растили и воспитывали наш проект «Кинотеатр.док». Очень больно и тяжело приходит осознание, что его больше нет с нами.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: