МБХ медиа
Сейчас читаете:
МХТ: театр без политики

Последняя новость театрального мира о том, что не продлен договор с режиссером Константином Богомоловым, несколько лет занимавшим позицию помощника художественного руководителя МХТ, всколыхнула было увядшую дискуссию о назначении Сергея Васильевича Женовача художественным руководителем этого театра.

Евгения Шерменева

Историческая справка для того, чтобы разобраться, что такое МХТ сегодня, и надо отметить, что до недавнего времени театр назывался МХАТ, Табаков вернул просто МХТ, мы тут будем использовать оба, в привязке ко времени сегодняшнему — МХТ, к истории — МХАТ.

Итак: в 1986­-1987 годах в большом на тот момент МХАТе, занимавшем два здания, — одно на Тверском бульваре, где шли спектакли про Ленина, сталеваров, нижеподписавшихся и произведения русской классики, второе — нынешнее здание Театра Наций в Петровском переулке, где можно было увидеть спектакли Эфроса и Додина, современную (на то время) европейскую драматургию и новые пьесы советских драматургов, случился раскол. Олег Ефремов, полностью разделяя идеи изменений в надвигающемся политическим мире, решил изменить и способ управления театром, сделав какие-то шаги к более европейскому, независимому от идеологии и жестких бюджетных рамок курсу. Но такие желания не понравились большой части труппы, которая мечтала состариться на мхатовских продуктовых заказах, играя периодически в кринолинах и сюртуках и не задумываясь о воспитании зрителей. Вопрос был урегулирован тем, что Ефремов с частью труппы перешел в отреставрированное здание в Камергерском переулке, а возглавившая сопротивление артистов Доронина осталась на Тверском бульваре. Здание в Петровском переулке поставили на бесконечный ремонт, который завершился только в 2011 году, уже в статусе Театра Наций во главе с Евгением Мироновым.

После смерти Олега Ефремова в 2000 году пост руководителя МХАТа занял Олег Табаков, оставаясь в то же время руководителем Московского театра, который он создал как студию в 1986 году, в подвале на Чистых прудах. Олег Табаков умел очаровывать начальников, поэтому театру-студии выделили место на Садовом кольце под строительство новой сцены, несколько лет назад он создал колледж театрального искусства, получил земли под театральные мастерские МХТ, чтобы освободить производственные помещения в Камергерском для творческой работы, и наконец, ему было обещано строительство еще одной площадки МХТ в Москве (не в центре). В марте 2018 года, после смерти Олега Табакова, все это огромное творческое и имущественное наследство осталось без хозяина. Министр культуры Владимир Мединский озвучил два имени: Владимир Машков — в Московский театр («Табакерку») и Сергей Женовач — в МХТ. Три месяца до конца сезона ни один, ни другой никак ярко себя не проявили. Недавно стало известно, что колледж, созданный Табаковым, временно приостанавливает работу (маневр Машкова), а 26 июня было сообщено, что самый яркий режиссер последнего времени Константин Богомолов более не выпустит спектакли на сцене МХТ из-за творческой несовместимости (эстетических разногласий) с новым художественным руководителем (маневр Женовача).

В этой точке мы с вами сейчас находимся, и думаю, интересно было бы знать, кто такой Сергей Женовач.

Сергей Женовач, режиссер, профессор ГИТИСа (центральный театральный институт России), возглавляет кафедру режиссуры на протяжении долгих лет, готовя режиссерские кадры для всей России. В 90-е годы был главным режиссером в Московском театре на Малой Бронной. С 2006 года возглавляет свой театр, созданный из актерского-режиссерского курса ГИТИСа, при содействии миллиардера Сергея Гордеева, и получает от него же одно из самых красивых театральных помещений в здании бывшей фабрики Станиславского. Театр существует как частный, на средства Гордеева, с 2006 по 2017 год. В 2017 году театр передан на баланс Министерства культуры Российской Федерации, становится бюджетным учреждением культуры, полностью зависимым от министерства и министра, так как зарабатывать самостоятельно (в отличие, например, от Гоголь-центра, за несколько лет набравшего уровень собственного дохода, дважды превышающий бюджетные поступления) за десять лет театр не научился, да и не стремился к этому.

Почему эта история вызывает такой интерес в театральных кругах?

МХТ в Камергерском переулке — самый важный театр страны, то, чем мы можем гордиться в культуре и истории, что было бы важно и значительно и в мировом масштабе, и в узком профессиональном кругу. Система Станиславского, его поиски и открытия, Студии МХАТ, из которых выросли несколько театральных направлений в начале XX века (и Вахтанговский театр, и Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) — это значительная часть мировой культуры. Официальное признание МХАТа и системы Станиславского в 1930-е годы, закрепившийся статус государственного театра, множество правительственных наград, участие в труппе лучших, знаменитых и орденоносных актеров страны — все это делает МХАТ (нынешний МХТ) основным театром, диктующим направление культурной политики в области театрального дела.

Такой ледокол, идущий впереди каравана, и пробивающий путь всем остальным кораблям и лодочкам.

Сцена из спектакля «Три сестры» режиссера Константина Богомолова по пьесе Антона Чехова в МХТ. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Если спросить нетеатрального человека, какие отечественные театры он знает, что назовут?

МХТ, «Современник», «Ленком», «Таганка». Самые публичные названия. Теперь еще — Театр.doc.

Все эти театры знамениты тем временем и той работой, когда они созвучны истории своей страны и своим современникам.

Когда Ефремов создавал с группой друзей «Современник», они точно знали, что будут делать спектакли о таких же, как они сами. О важных вехах в истории страны. Будут приглашать молодых драматургов. Ефремов и перейдя во МХАТ в начале 70-х не оставлял своей идеи быть современником. И в его спектаклях актеры становились теми мастерами, которые потом, попадая в кино, не забывались уже никем в стране. Потому что были осязаемы, говорили на понятном языке, даже если играли декабристов или народовольцев, героев Чехова или Горького. Одним из самых важных спектаклей в жизни Ефремова была реализация пьесы «Олень и шалашовка» Александра Солженицына о жизни в сталинских лагерях. Его «Борис Годунов» был создан в середине 1990-х и перекликался с проблемами политической жизни страны в то время.

МХАТ еще со своей самой первой истории был театром, объявившим общедоступность главной своей целью. Здесь на галерке сидели студенты, выкрикивавшие лозунги, здесь ставили Горького, и он звучал как призыв к революции. Спектакли по пьесам Чехова — это спектакли о людях с соседней улицы, соседей по дачам и родственниках в небольшом имении.

«Таганка» была всерьез фрондирующим театром, художественная мысль и творчество режиссера Юрия Любимова находилось в таком диссонансе с государственными целями и идеологией, что дело кончилось расторжением гражданских отношений. Любимов был лишен гражданства СССР, и вернулся лишь после перестройки. Легендарные спектакли «Таганки» — спектакли, созданные вопреки запретам партийного руководства, пробивавшиеся сквозь преграды и невозможности.

«Ленком», в котром Марк Захаров, ставя спектакли про разных героев с разными сюжетами, всегда немножечко подмигивал зрителям в зале, беря их с соучастники своих закодированных смыслов. За внешней легкостью и музыкальностью, сказочностью и игрой — было все то же — о судьбах Родины и человека.

В начале 2000-х, когда появился в подвале на Трехпрудном Театр. doc, театр, в котором не играют, театр, в котором говорят только о том, что рядом и сейчас, новый язык молодых драматургов стал явлением. Вырыпаевский «Кислород» как манифест поколения, прозвучавший в подвале на 90 зрительских мест, задал новый тон в театре. Горечь новых идей, боль непонимания (конфликт поколений) — во всех текстах новой драматургии. А еще острополитические темы и правозащитные документальные спектакли — это тоже Театр.doc. За это его и преследуют, не давая работать даже без прямой финансовой поддержки государства.

Вспоминая эти истории, понимаешь бессмысленность дискуссии, заданной министром Мединским — если вы получаете государственные деньги, будьте любезны исполнять государственный заказ и не противоречьте тенденциям культурной политики.

Но это — неправда. В истории остаются только те, кто не шел на компромиссы, тот, кто слышал дыхание улицы и голоса современников.

Заниматься «чистым искусством» можно, но это лукавство.

То, что не дышит воздухом свободы, задыхается. Тот, кто консервирует традиции, сгнивает изнутри.

Театр особенно зависим от этой свободы, так как все, что создается в театре, существует в момент показа спектакля зрителю. Видеозаписи, тексты пьес, актерская система игры — все это составляющие процесса, который не фиксируется, который возникает в момент присутствия зрителя в театральном зале, соучастия и сотворения.

Здание театра МХТ им. Чехова. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Возвращаясь к МХТ. И Ефремов, и Табаков были откровенно публичными фигурами. Кумирами поколений. Звездами, не боявшимися внимания, пользовавшимися этими возможностями для продвижения идей искусства во власть и к людям. Они формировали повестку для обсуждений с руководителями страны. Они не боялись возражать начальству и добиваться своего. Они защищали молодых и давали дорогу новым именам. Они рисковали и выигрывали. Ефремов много раз говорил о недопустимости возврата к сталинской идеологии и замалчивании преступлений коммунистического режима. Табаков, скрывавший за маской шута отчаянное фрондерство, мог позволить себе шутя сделать важное, необходимое дело. Главное, что оставил Табаков — это огромное количество учеников, умных и талантливых людей, которые и есть русский театр. Последние годы, научившись успешно компрометировать политиков через подтасовку и подставы, власть неоднократно скомпрометировала и Табакова, замазав его в сомнительных интервью, преданных нарочитой публичности. Но те спектакли, которые шли на сцене МХТ, те роли, которые он сам сыграл, — особенно в «Драконе» Константина Богомолова по пьесе Евгения Шварца, где Олег Павлович показал отвратительное существование разлагающейся власти — гораздо больше, чем любые сомнительные слова.

Женовач никогда публично не высказывался так или иначе по политическим вопросам, не говорил на темы необходимости развития театра во власти, не участвовал в громких дискуссиях, старательно сохраняя свой имидж далекого от текущих проблем человека. Вот сядем рядышком, почитаем прекрасные книги. Такой его театр. Прекрасный, тонкий и безусловно профессиональный. Но он — вне сегодняшнего дня. И сам Женовач — отстраненный, стеснительный, скромный, непубличный, никак не производит впечатление человека, способного отстаивать не только свои интересы, но интересы профессии, дела для всех. А должность руководителя главного театра страны — это необходимость участия в прениях с властью. Это принятие не только театра как отдельного организма, но и получение делегированых полномочий от огромного количества коллег со всей России, не имеющих такой возможности — посмотреть в глаза министру и сказать, что не так. Ожидать подобного от Сергея Васильевича не стоит. Он не молод, и меняться не будет, а вся его предыдущая жизнь доказывает, что он скорее переждет и затаится, чем будет выступать против движения.

Именно поэтому назначение Сергея Васильевича Женовача в МХТ — это официальная заявка на будущие отношения власти и людей искусства. Занимайтесь своим делом и не пытайтесь быть властителями дум.

Когда нет влиятельных персон, ярких личностей и бунтарей, способных изменить не только отдельный театр, но и мир вокруг. Как его меняли предшественники Женовача в МХТе.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментарий

Правила общения на сайте

  • vladimir

    Нынешняя власть — Дракон, разлагающийся и воняющий. Он страшен тем что разлагаясь сам он разлагает и все окружение. Не добро кругами расходится от него, а зловоние.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: