МБХ медиа
Сейчас читаете:
Главные альбомы Егора Летова: антисоветские, экзистенциальные, «красные», психоделические

Сегодня исполняется десять лет со дня смерти Егора Летова, лидера группы «Гражданская оборона», которая двадцать лет была главной панк-группой страны.

И хотя поздний Летов в музыке достаточно быстро отошел от трехаккордного панк-рока, на протяжении всей жизни он следовал главной собственной андеграундной заповеди — всегда быть против. В результате его практически не показывали по телевизору, а по политическим мотивам его не крутили на радио даже в начале 2000-х годов. Однако это нисколько не помешало культовому статусу Летова при жизни и после смерти. Сергей Простаков рассказывает о самых значительных творческих периодах Летова и его главных альбомах.

Антисоветский период

Поганая молодёжь (1985 год)

Свой антисоветский период творчества Егор Летов начал, став участником групп под говорящими названиями «Адольф Гитлер» и «Посев» (нашим современникам надо пояснить, что так называлось главное эмигрантское антисоветской издательство). В середине 1980-х годов Летов решает, что первые опыты необходимо наконец-то записать и для этих целей создает группу «Гражданская оборона». Но выпустить материал Летову не удалось — КГБ группу разгромил. Летова отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Для поэта этот опыт станет таким же основополагающим и переломным как для Фёдора Достоевского несостоявшийся расстрел в 1850 году и «Арзамаский ужас»1869 года для Льва Толстого. В результате «Поганая молодёжь» широко распространяется только в 1989 году, лишившись возможности стать русским Never Mind the Bollocks. И тем не менее ключевые для Летова темы войны, одиночества, отчуждения и нон-конформизма присутствуют в альбоме уже в полной мере.

Главные песни: «Поганая молодёжь», «Снаружи всех измерений», «Зоопарк»

Некрофилия (1987)

Ветра Перестройки преодолевали Уральский хребет весьма неохотно, но и этих легких дуновений хватило Летову, вышедшему из психиатрической больницы, чтобы собрать новый состав «Гражданской обороны» и отправиться на Новосибирский рок-фестиваль. Там по ошибке организаторов омских панков допустили на сцену, и уже через несколько минут им пришлось искать рубильник, чтобы выключить электричество. Но этого времени хватило, чтобы по всему СССР поползла слава о сибирской панк-группе, а Летова вдохновить на запись пяти альбомов подряд. Разлетевшиеся на кассетах по стране, они создавали Летову славу главного антисоветчика от рок-музыки. «Некрофилия» безусловно один из важнейших альбомов антисоветского периода Летова. Здесь он не только раздает проклятия направо и налево чекистам, комсомольцам и советским мещанам, но и пропевает важнейший для своего творчества тезис «Я никогда не поверю в перемену погоды».

Главные песни: «Некрофилия», «Попс», «Перемена погоды»

Здорово и вечно (1989)

«Вообще, это один из лучших моих альбомов», — так сам Летов характеризовал «Здорово и вечно». К концу 1980-х годов становится очевидно, что «золотой век» русского рока подошел к концу. Даже перед самыми радикальными музыкантами встал выбор: становится частью шоу-бизнеса или вернуться в бесперспективный андеграунд. По второму пути шли чаще всего вопреки своему желанию. А вот Летов один из немногих, кто целенаправленно решил игнорировать мейнстрим. В этом настроении он записывает «Здорово и вечно» — свой самый злой из политических альбомов, где описывает сложившуюся ситуацию: «Пластмассовый мир победил». Наполненный индустриальными шумами альбом «Здорово и вечно» фиксировал усталость Летова от антисоветского бунта и начинающуюся у него депрессию. Когда альбом выйдет, первому составу «Гражданской обороны» останется существовать меньше года.

Главные песни: «Моя оборона», «Здорово и вечно», «Все как у людей»

Экзистенциальный период

Русское поле экспериментов (1989)

«Поле» — последний альбом из той же серии, что «Здорово и вечно». Но если на нем Летов еще обращал внимание на общественно-политическую тематику, то в «Поле» он окончательно сосредоточился на экзистенциальных проблемах. Мешая цитаты из Библии и произведений массовой культуры, Летов сосредотачивается на суицидальной теме, которая в конце альбома выливается в эпическое 14-минутное полотно, давшее название альбому. «„Русское поле экспериментов“ для меня — вышак. Предел. Красная черта», — так сам Летов охарактеризовал этот альбом. За «красной чертой» начались несколько лет депрессии, потери близких и уход из мира.

Главные песни: Like a Rolling Stone, «Вершки и корешки», «Русское поле экспериментов»

Прыг-скок (1992)

Распустив «Гражданскую оборону» в 1990-м году, Летов фактически просто переименовывает ее в «Егор и О***шие». Такое радикальное решение было продиктовано нежеланием попадания в радио- и теле- ротации. Как показало время, и в музыкальном плане Летов сделал всё, чтобы новая группа не ассоциировалась с «Гражданской обороной». Записанный в 1990-м году и выпущенный через два года «Прыг-скок» являл нового Летова: акустического, аполитичного и мистического. Летов в это время много путешествует по сибирским сакральным местам, изучал фольклор и эзотерические учения. Во время одного из походов по Уральским горам его укусил энцефалитный клещ. Целый месяц Летов жил с 40-градусной температурой. Врачи считали, что его должно было парализовать, но вместо этого Летов записал «Прыг-скок», наполненный отсылками к сибирскому фольклору и американскому психоделическому року 1960-х годов.

Главные песни: «Про дурачка», «Отряд не заметил потери бойца», «Прыг-скок»

Сто лет одиночества (1993)

Этот альбом записывался по летовским меркам бесконечно долго — почти два года. Запись альбома началась еще в начале 1991 года, а закончилась в конце 1992 года. Во время записи погибла ближайшая подруга Летова Янка Дягилева и его родина — Советский Союз. Личные ли или общественные тектонические сдвиги, но в «Сто лет одиночества» очевидно начинает звучать новый Летов, который решает писать с точки зрения вечности. В этом смысле у «Ста лет одиночества» — говорящее название: Летова интересовала человеческая индивидуальность, которая обречена на одиночество в мире. В музыке же Летов порывает с панком. Теперь в нём было гораздо больше от Сида Барретта, чем от Сида Вишеза. Впрочем, внимательным слушателям уже тогда было понятно, что не меньше западного психоделического рока, на Летова повлияли советские композиторы Эдуард Артемьев и Александра Пахмутова. И в этом влиянии Летов действительно стоит особняком в местной рок-музыке.

Главные песни: «Свобода», «Вечная весна», «Офелия»

Красный период

«Русский прорыв в Ленинграде» (1994)

В 1993 году Летов перестает быть отшельником и возвращается даже не на большую сцену, а в большую политику. Завороженный противостоянием президента Ельцина и красно-коричневой оппозиции он однозначно выбирает сторону последней. Помнящие Летова-антисоветчика не до конца понимали, как он стал выступать под красным флагом. Сам Летов отвечал, что «всегда будет против». Сейчас же очевидно, что левый патриотизм для Летова стал не только возможностью для очередного демонстративного бунта, но и лекарством от затянувшейся депрессии. Уже после разгрома в октябре 1993 года красно-коричневой оппозиции Летов четвертым человеком вступает в Национал-большевистскую партию, а в 1994 году участвует в серии концертов «Русский прорыв». Для публики стало открытием, что Летов не только не растерял прежней концертной ярости, но и его антисоветские песни не потеряли протестного содержания, получив новое наполнение в новую эпоху. Концертная запись «„Русский прорыв“ в Ленинграде» отлично это показывает. А, главное, на ней зафиксирован статус песни «Все идет по плану» — самой известной песни «Гражданской обороны». Здесь она звучит по-стадионному эпично и по-панковски агрессивно. «Все идет по плану» — идеальный гимн российской оппозиции во все времена.

Солнцеворот (1997)

Несколько лет митингов, сорванных концертов и драк с ОМОНом привели Летова к записи центральной пластинки его «красного периода» — «Солнцеворота». Альбом был выпущен в 1997 году. Уже закончилась кампания «Голосуй или проиграешь!». Остатки красно-коричневой оппозиции были окончательно разгромлены. И в результате «Солнцеворот» оказался эпитафией эпохе стотысячных митингов и силового противостояния с Кремлем. Песню «Родина» Летов предлагал Виктору Анпилову сделать гимном его партии «Трудовая Россия». Анпилов отказался, но песня пережила эпоху, в которой родилась, и, например, вполне органично зазвучала на украинском языке после 2014 года. Впрочем, на «Солнцевороте» хватает и бодрых нонконформистских гимнов на все времена — прежде всего, это «Далеко бежит дорога». Ну, и важнейшая часть альбома — это песня «Про дурачка», соединяющая предыдущий и новый этапы творчества Летова.

Главные песни: «Родина», «Далеко бежит дорога», «Нечего терять»

Поздний период

Звездопад (2002)

К концу 1990-х годов «красный период» заканчивается и на несколько лет «Гражданская оборона» перестает выпускать альбомы. Но в 2002 году неожиданно выходит пластинка «Звездопад» — альбом каверов на советскую эстраду 1960−1970-х годов. Еще в альбоме «Сто лет одиночества» Летов активно использовал звучание и мотивы этих песен. В «красный период» он стал перепевать советские песни про Ленина и революцию. «Звездопад» венчал увлечение Летова советской эстрадой. Выбрав не самые очевидные шлягеры «Песен года» брежневской поры, Летов заставляет их звучать так, будто они писались для фестиваля Вудсток с его психоделической протестной энергетикой. Только одной песни нет на альбоме — «И вновь продолжается бой…». Если Пахмутова дала свое согласие на ее исполнение на альбоме, то ее первый исполнитель Иосиф Кобзон наложил вето. В результате ее мы знаем только в концертных версиях.

Главные песни: «Город детства», «На всю оставшуюся жизнь», «Свой среди чужих»

Долгая счастливая жизнь (2004)

Когда вышел этот альбом, на концертах «Гражданской обороны» уже не дрались. Группа записывала юбилейные альбомы и выступала на хороших площадках. Летов забыл про политику и говорил своему слушателю, что главный бунт, главная война происходит внутри человека. Он и раньше пел об этом, но тогда его отвлекали чекисты, менты и социальная несправедливость. Теперь же он остался один на один с «вселенской большой любовью». Для фиксирования этого момента психоделическое громкое звучание, с которым Летов экспериментировал на протяжении десяти с лишним лет, было доведено до совершенства. Длинные громкие песни, переплетенные метафорами типа «марианские впадины глаз» и «марсианские хроники нас», открыли новый и последний период творчества Летова.

Главные песни: «Без меня», «Долгая счастливая жизнь», «Вселенская большая любовь»

Зачем снятся сны? (2007)

Начатый на «Долгой счастливой жизни» путь очевидно уводил Летова далеко от реального мира. В конце жизни он обратился к теме психотропных веществ и расширения сознания. Результатом стал альбом «Зачем снятся сны?». Изначально даже планировалось записать его под брендом «Егор и О***шие». Здесь Летов порывает с актуальной повесткой, и даже такие важные для него темы, как война и одиночество, отступают на задний план. Сейчас кажется, что лучшей пластинки в качестве последней для «Гражданской обороны» нельзя было придумать. На ней вечный бунтарь Летов как будто растворяется в космическом пространстве, оставляя все земное и примиряясь со Вселенной. Впрочем, свидетели последних концертов «Гражданской обороны», где презентовались «Зачем снятся сны?» утверждают, что в такой хорошей форме Летова давно видеть не приходилось.

Главные песни: «Слава психонавтам», «Сияние», «Снаружи всех измерений»

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 комментариев

Правила общения на сайте

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: