МБХ медиа
Сейчас читаете:
«Строилось, чтобы люди молились!»: РПЦ хочет стать собственником уникального памятника византийской живописи XII века

«Строилось, чтобы люди молились!»: РПЦ хочет стать собственником уникального памятника византийской живописи XII века

К уникальному памятнику с фресками домонгольского периода — Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря митрополит Псковский и Порховский Евсевий присматривался еще с нулевых годов. К епархиальным планам единолично пользоваться всем культурным достоянием обители и собора тогда сочувственно относился и экс-губернатор Псковской области Андрей Турчак. Сейчас задача «вернуть собор церкви» поставлена перед новым наместником монастыря, иеромонахом Серафимом. Владыка Евсевий хочет проводить в музейном храме регулярные службы, от которых уникальные фрески могут погибнуть.

Для просветительских целей

Псковский Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь сегодня известен на весь мир. В нем находится единственный в России храм, где в полном объеме сохранились домонгольские фрески, — Спасо-Преображенский собор. Он был построен до 1156 года из плинфы (тонкий обожженный кирпич — «МБХ медиа») и известняка на цемяночном растворе (известковый раствор с заполнителем из мелко измельченной керамики или толченого кирпича — «МБХ медиа»). Этот крестово-купольный храм с одной главой возведен в греко-византийской традиции и не похож на другие церковные здания этой эпохи. В основе его плана — равноконечный крест, поэтому изначально храм был крестообразным, но вскоре после строительства добавились надстройки над западными частями, и в процессе работ собор снаружи утратил свой ранний облик. Несмотря на это он остается одним из лучших образцов русской архитектуры домонгольского периода.

Фрески внутри собора. Фото: Любовь Попова

Главное достоинство Спасо-Преображенского собора в Пскове — уникальные фрески 30−40-х годов XII века. Их писали специально приглашенные епископом Псковским и Новгородским Нифонтом греческие мастера. Исследователи предполагают, что план росписи стен собора епископ Нифонт разрабатывал сам: в результате на фресках можно проследить всю Священную историю. Такая сюжетная полнота не была случайной: епископ строил собор для духовного просвещения людей. Ведущая тема фресок — искупительная жертва Иисуса Христа, соединение в нем божественного и человеческого начал. Центральные композиции Спасо-Преображенского собора — Деисус (изображение Христа, к которому склонились Богоматерь и Иоанн Предтеча — «МБХ медиа») и гигантская фреска Вознесения в куполе.

В XVII веке фрески были забелены, и во многом благодаря этому сохранились до сегодняшних дней. В конце XIX века их обнаружил под штукатуркой археолог и историк искусств Владимир Суслов. Монахам тогда не понравились потертости фресок и утраченные фрагменты на них. Духовенство отстранило Суслова от работы и наняло владимирских мастеров, которые переписали их «в древнем стиле». Домонгольский слой живописи начали раскрывать из-под записи только в 1920-х годах. В советские годы собор принадлежал государству, а лучшие столичные реставраторы поэтапно продолжали раскрывать и укреплять изображения XII века.

Фрески внутри собора. Фото: Любовь Попова

В сентябре 1994 года комплекс зданий монастыря был передан в оперативное управление Псковскому музею-заповеднику. При этом региональный комитет по культуре и псковская епархия подписали соглашение об использовании некоторых помещений монастыря иконописной мастерской. И музейные, и монастырские власти на тот момент уживались в монастыре без конфликтов. Во многом это была заслуга настоятеля обители — лауреата Государственной премии России, знаменитого в России и за ее пределами иконописца архимандрита Зинона.

«Жизнь насельников монастырей под диктовку представителей комитета нас не устраивает»

Хрупкое церковно-светское равновесие рухнуло после того, как владыка Евсевий запретил отца Зинона в служении (лишил права вести богослужения — «МБХ медиа») за то, что тот причастился за литургией, совершенной католическим священником Романо Скальфи в неосвященной часовне Мирожского монастыря. Архимандрит Зинон вынужден был покинуть монастырь, а настоятельское кресло перешло к людям, от искусства далеким.

Те сразу занялись хозяйством: без документации и согласования приспособили нижний этаж храма Стефановской церкви XVII века и прилегающую территорию под православное кафе с прилавком, столиками и лавочками (трапезные работы монахов тогда остановила уже «Росохранкультура» — «МБХ медиа»), разбирали неисследованную постройку XVI века на территории монастыря, подводили новые трубы к монастырской бане и нарушили культурный слой. Когда руководитель комитета по культуре Зинаида Иванова лично обратилась к архиепископу Евсевию и попросила его не нарушать закон и беречь памятник, владыка ответил предельно конкретно: «Жизнь насельников монастырей под диктовку представителей комитета нас не устраивает». Искусствовед Ирина Голубева в тот же период опубликовала статью о нарушениях монастыря в газете «Псковская губерния». Монахи в ответ, по указанию епархии, пожаловались на нее в региональное управление ФСБ. ««На границе со странами НАТО Ирина Голубева осуществляет антирелигиозную пропаганду», — говорилось в доносе.

Владыка Евсевий. Фото: Псковская епархия

После этих громких заявлений правящий архиерей Евсевий запустил кампанию по передаче уже всех объектов монастыря в единоличное пользование епархии. 1 декабря 2008 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество. — «МБХ медиа») объявило музею о прекращении его права оперативного управления Мирожским комплексом и передаче объектов монастыря в казну Российской Федерации. Аргументируя свое решение, чиновники, в частности, ссылались на просьбы настоятеля Мирожского монастыря защитить права монахов. В марте 2009 года насельники обители сообщали, что собирают документы для передачи всех объектов монастыря в безвозмездное пользование Псковской епархии. «Всё это строилось чтобы люди молились, всё церковное должно быть у тех, кому это должно принадлежать», — объяснял тогда приближенный к архиерею настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Иоанн Муханов. После громких обсуждений судьбы уникальных фресок на федеральном и региональном уровнях, епархия в 2010 году получила в бессрочное безвозмездное пользование все здания монастыря, кроме Спасо-Преображенского собора и малых келий — их оставили за музеем-заповедником. Спасенный собор находился в стадии архитектурной реставрации, раскрытия и сохранения фресок, но недолго.

«Поярче и покрасивее»

Искусствовед Ирина Голубева еще в 2009 году в газете «Псковская губерния» предупреждала, что решение вопроса о том, кто получит памятник, может зависеть просто от того, «кто раньше нажмет на рычаги в Москве». И в 2018 году активно нажимать на столичные рычаги вновь стала псковская епархия, ее глава владыка Евсевий к тому времени уже стал митрополитом и отметился несколькими федеральными скандалами. Первым о возможности передачи уникального памятника домонгольского периода РПЦ со ссылкой на источник в региональной администрации сообщил «Московский комсомолец в Пскове». После тревожная информация из околоцерковных кругов дошла до специалистов (историков, реставраторов, искусствоведов) и Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия. Так как с официальным заявлением церковь еще не выступала и заявление в Росимущество не направляла, подтвердить данные на том уровне не смогли.

По информации епархиального источника «МБХ медиа», правящий митрополит действительно собирается забрать Спасо-Преображенский собор как недвижимое имущество в собственность РПЦ, но планирует сделать это «деликатно и без шума». Задачу вернуть (глава епархии мыслит именно в таких категориях — «МБХ медиа») собор церкви Евсевий ставил перед каждым настоятелем, начиная с 2008 года. Но кто-то прямо объяснял владыке, что это нереально, другие обещали выполнить волю архиерея, но ограничивались только громкими словами, а в ноябре 2017 года руководящую должность занял молодой иеромонах Серафим (в миру — Александр Козулин. — «МБХ медиа»).

Собор и монастырь. Фото: Любовь Попова

Его карьера начиналась с должности личного келейника митрополита Евсевия, позже он стал старшим священником в скандально известном Спасо-Елеазаровском женском монастыре. Новый настоятель резво взялся исполнять поручение митрополита и, по данным нашего источника, даже консультировался со столичными чиновниками из Росимущества, ведь официально собственником памятника выступает государство в лице указанного ведомства. Сейчас духовенство активно собирает необходимые для передачи собора документы.

«Значение Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря настолько велико, что превышает вопрос о церковной собственности. Это единственный на Руси собор, который в полном объеме сохранил живопись византийского круга. Передавать его нашей безграмотной общине, нашей епархии, которая настолько консервативна, как вообще не бывает — крайне безответственно. Причем не только консервативна, но, и как обычно, еще и невежественна», — считает искусствовед Ирина Голубева.

По ее мнению, епархия не сможет обеспечить фрескам надлежащий уход, а вместо этого будет использовать памятник, не учитывая особого режима его сохранения, в частности — для ежедневных служб. Но такого графика фрески не выдержат: реставраторы вообще запрещают проводить в соборе любые службы, ведь для сохранения живописи нужно поддерживать определенный уровень влажности и температуры, а копоть от свечей и кадильниц фрескам противопоказана. Монахам такие запреты были не по душе, но в 2010 году был найден компромисс: священникам разрешили проводить несколько служб в году без свечей. «К старым фрескам у Евсевия такое отношение, что, будь его воля, он бы нарисовал новые, «поярче и покрасивее», — утверждает наш собеседник из церковных кругов. Иначе как прямая угроза национальному культурному наследию — Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря в Пскове — это частное мнение восприниматься не может.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: