МБХ медиа
Сейчас читаете:
«Канатное метро»: как власти Краснодара пытаются решить проблему пробок

«Канатное метро»: как власти Краснодара пытаются решить проблему пробок

В Краснодаре уже давно на всех уровнях ведутся дискуссии по поводу методов решения проблемы с пробками на дорогах. В 2017 году Краснодар попал в рейтинг 25 городов с самыми загруженными дорогами: в среднем краснодарец проводит около 57 часов в пробках за год.

На Российском инвестиционном форуме в Сочи представили самый, по мнению местных властей, оптимальный вариант решения транспортной ситуации в Краснодаре ⎯ план строительства канатной дороги. Ожидается, что «канатка» снизит загруженность транспортного потока и избавит город от пробок. «Канатное метро» подразумевает подвесную канатную дорогу с сопутствующими объектами инфраструктуры (станции, опоры и так далее) и предполагает организацию мест для посадки и высадки пассажиров.

Мы выяснили, насколько такой «экзотический» вид транспорта может быть эффективным в городских условиях.

«Канатная дорога может быть неплохим решением для сложных рельефов с рекой или участков с перепадом высот. Такой тип транспорта хорошо справляется с задачей челнока ⎯ перевоз людей с одной точки до другой, например, по такому принципу работает канатная дорога в Нижнем Новгороде», — объясняет Аркадий Гершман, урбанист, автор блога «Город для людей». Действительно, в Нижнем Новгороде существует только одна линия канатной дороги, которая проходит через Волгу и соединяет две части города. Строительство этой линии виделось более оптимальным решением, чем строительство моста. Однако пропускная способность этой линии  — всего лишь 500 пассажиров в час.

«Из канатных дорог не получится сделать транспортную систему ⎯ это всегда будут отдельные линии из, А в Б без перемычек (привычные стрелки, как у трамвая, здесь невозможны)», — поясняет урбанист.

Предварительная схема канатной дороги имеет еще один недостаток она не привязана к нынешней городской транспортной системе, что снижает ее эффективность и удобство. Планируется создать изолированные, отдельно стоящие станции в километрах друг от друга. «Из канатных дорог не получится сделать транспортную систему ⎯ это всегда будут отдельные линии из, А в Б без перемычек. Привычные стрелки, как у трамвая, здесь невозможны», — поясняет урбанист.

В Москве, например, по аналогии с канатной дорогой, в 2002 году был запущен монорельс. Уже к 2018 году поезда стали курсировать по туристическому расписанию (интервал между поездами 30 минут) из-за изолированности пути и, как следствие, низкого пассажиропотока.

Ограниченный пассажиропоток — одно из наиболее уязвимых мест этой транспортной системы: одна линия может перевозить не более 6 тысяч пассажиров в час, в то время как трамвайная линия — от 8 до 20 тысяч пассажиров. При увеличении потока до предельных цифр повышается риск остановок из-за ошибок при посадке, что ограничивает поток пассажиров: система может работать или много, или быстро.

Неверно и называть канатную дорогу «метрополитеном»: метро предполагает высокую скорость передвижения людей (около 80 км/ч) и масштабный пассажиропоток (около 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Напрашивается вывод — это навязывание жителям Краснодара и инвесторам нерационального проекта.

Такая система вряд ли заменит обычный городской транспорт и не свяжет части города между собой, а значит, не решит проблему с пробками.

На сегодняшний день на общественном уровне рассматривается несколько вариантов решений транспортного коллапса в Краснодаре. Один из них ⎯ проект «Наземка» — предполагает запуск маршрутных электропоездов по уже существующим железнодорожным путям в пределах Краснодарской агломерации с интервалом 20−40 минут для разгрузки города от въезжающего автотранспорта и предоставления быстрого и надежного способа передвижения, не зависящего от пробок. Пока городским активистам не удается пролоббировать проект, и «наземка» остается на уровне гражданской инициативы.

Автор блога «Город для людей» видит разрешение проблемы в развитии уже существующих в Краснодаре наземных транспортных путей: «В текущих условиях городу требуется создать сеть выделенных полос для автобусов и трамваев, чтобы люди могли быстро и предсказуемо перемещаться между разными районами города. Затем к общегородской транспортной системе можно будет подключить железные дороги, внедрить скоростной трамвай или магистральные автобусные маршруты — всё это позволит в короткие сроки спасти город от пробок и обойдется значительно дешевле».

Для успешного разрешения транспортной проблемы без огромных финансовых затрат необходимо признать приоритет общественного транспорта над индивидуальным и, по словам Аркадия, «перестать делать город комфортным для поездок на личном автомобиле». Но, разумеется, развитие общественного транспорта не совсем выгодно власти: каждый индивидуальный автомобиль (помимо страховки и техобслуживания) облагается налогом. Кроме того, каждый владелец автомобиля имеет статью расходов на топливо, которая явно выше при индивидуальном пользовании.

Примерная стоимость реализации проекта канатного метро оценивается в 11 млрд рублей. На первом этапе протяженность закольцованных линий составит около 32 км, предусмотрено 9 станций, построена дорога может быть за 4 года. Предварительные расчеты показывают, что фуникулер сможет перевозить почти 35 млн пассажиров в год. Летом 2017 года был создан референдум о строительстве канатной дороги. Предполагается, что, по аналогии с МЦК, проезд будет бесплатным.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: