МБХ медиа
Сейчас читаете:
Благословение на захват: в Псковской области РПЦ выселяет из дома ветерана войны

Валентина Матюнькина прожила в доме в деревне Жаборы Псковской области девятнадцать лет. Местные и региональные власти каждый год приходили к ней, чтобы поздравить с Днем Победы. По этому же адресу почтальон приносил ей скромную пенсию. Четыре года назад с ветераном тыла начал судиться местный храм Покрова Пресвятой Богородицы, который входит в структуру РПЦ. Священник и монахини пытались доказать, что дом принадлежит им. Суд встал на сторону женщины, но церковь все равно оформила дом на монахинь, поменяла двери и повесила табличку: «Частная собственность».

Поближе к Богу: из заводской квартиры в бесхозный дом

В 1998 году ветеран тыла Великой Отечественной войны, награжденная медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне» (с 13 лет она наравне со взрослыми работала на производстве), шестидесятисемилетняя Валентина Матюнькина переехала из Борисоглебска (Воронежская область) в деревню Жаборы Псковской области. До этого она долгое время переписывалась с местным священником — на тот момент настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Серафимом Шанько. Валентина Михайловна жила одна, ее мать умерла еще до войны, отец погиб во время боевых действий, собственной семьи не было. Поэтому, когда священник предложил переехать в Псковскую область, чтобы жить в общине и работать с единомышленницами, Валентина колебаться не стала.

Фото: Любовь Попова

Она продала маленькую заводскую квартиру в Борисоглебске и поселилась в деревне Жаборы. Большой кирпичный дом, который официально называется «флигелем усадьбы Аничковых», ей подобрал отец Серафим, там ее уже ждали такие же одинокие подруги. Они разделили дом на несколько частей и начали его обустраивать, параллельно работая в храме. Отец Серафим Шанько в то время сильно разочаровался в системе РПЦ — ему не нравились ее близость к власти и советское прошлое — и решил перейти в структуру Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). Та принципиально отличается от РПЦ тем, что не подчиняется патриарху — ее административный центр и первоиерарх находятся в Америке — и осуждает РПЦ за сотрудничество с советскими властями и КГБ.

Отец Серафим скоропостижно скончался в 1998 году, он не успел покинуть РПЦ, но бабушки прониклись его идеями, сами ушли из храма Покрова Пресвятой Богородицы и системы РПЦ, разыскали представителя РПЦЗ в Псковской области архиепископа Софрония Мусиенко (в миру — Александр Мусенко) и попросились к нему. Архиепископ РПЦЗ Софроний построил в Жаборах для бабушек небольшой храм и регулярно навещал их: помогал с обустройством бесхозного дома (ставил новые двери, пластиковые окна, покупал технику) и следил за их здоровьем. Валентина Михайловна перенесла два инсульта и после второго частично потеряла память и способность читать-писать. Отец Софроний выхаживал ее. Сейчас Валентина Матюнькина все помнит и снова знает грамоту.

Отец Софроний. Фото: Любовь Попова

И бабушки, и отец Софроний понимали, что с домом нужно что-то делать. Они обращались в администрацию Порховского района, но получали только ответы о том, что флигель усадьбы Аничковых на балансе не состоит. Чиновники каждый год в День Победы приходили к Валентине Михайловне с поздравлениями и не возражали против ее проживания. Ей даже оформили прописку в деревне Жаборы, здесь у каждого в паспорте указан только населенный пункт, без номера дома. Пенсию почтальон тоже приносил сюда, бабушки скидывались на продукты, лекарства и другие необходимые вещи.

Монахиня на коне

Со временем единственный кирпичный дом в деревне, который занимали шесть женщин, стал вызывать интерес у местных жителей. Проблемы у женщин начались в 2010 году, когда приход Покрова Пресвятой Богородицы во главе с отцом Сергием и монахиней Михаилой Бутаковой (в миру — Римма Михайловна Бутакова) обратился в Арбитражный суд Псковской области с требованием признать право собственности на дом, где жили бабушки, за приходом РПЦ. Главную роль во всех судебных процессах РПЦ отдавала именно монахине Михаиле Бутаковой. С 1998 года по 2001 год она была настоятельницей Покровского женского монастыря РПЦ в Уральске (республика Казахстан). 14 мая 2001 года ее лишили сана и уволили с поста настоятельницы за ограбление монастыря, продажу скита и присвоение 150 000 тенге (казахстанская валюта, примерно 25 тысяч рублей). Документы об увольнении и его основаниях есть в распоряжении редакции «МБХ медиа». Монахиня Бутакова была знакома с митрополитом (на тот момент — архиепископом) Псковским и Порховским Евсевием и поселилась у него в епархии при храме Покрова в деревне Жаборы. Бутакова фактически руководит приходом РПЦ, официальный настоятель живет в другом районе и в свой храм приезжает крайне редко.

Фото: Любовь Попова

В суде предприимчивая монахиня пыталась доказать, что это вовсе не дом, а бывшая конюшня, которую местный совхоз в 1991 году передал в их православное ведение. Явную несхожесть дома с конюшней служители РПЦ объясняли перепланировкой, правда, та была заверена Ириной Кондратенко, которая, по словам отца Софрония Мусиенко, на тот момент в Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Порховского района не работала. «Я уверен, что документ — мошеннический, — комментирует отец Софроний. — Нам в администрации всегда отвечали, что этот флигель — бесхозное строение. Никогда он конюшней не был».

Документ о перепланировке называется «Разрешением на выполнение строительно-архитектурных работ», номера дома, где они проводились, нет. Датировано разрешение 1998 годом.

Псковский арбитражный суд посчитал эти документы веским доказательством права собственности прихода РПЦ и удовлетворил ее требования. Об этом решении женщины и отец Софроний узнали постфактум. Их на заседания не приглашали. Труженица тыла Валентина Матюнькина и ее единомышленницы тогда уже были членами РПЦЗ, поэтому отец Софроний от имени Богоявленского монастыря РПЦЗ обратился с апелляцией в Вологодский арбитражный суд. Тот аннулировал право собственности прихода, указав, что «доказательств выполнения работ, указанных в разрешении на перепланировку конюшни в жилой дом в д. Жаборы, не имеется». Статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество («приобретательная давность», — прим. «МБХ медиа»). Но Вологодский суд посчитал, что и у монастыря РПЦЗ, а соответственно и у ветерана Валентины Матюнькиной, тоже нет достаточных доказательств того, что они владели этим домом и вкладывали в него средства. Жилище снова были признано спорным и бесхозным.

Валентина Матюнькина (слева). Фото: Любовь Попова

Рассудили «по-божески»

29 декабря 2014 года отцу Софронию позвонили из Жабор и рассказали, что к «спорному дому» приехал участковый с новым настоятелем Сергием Кривоноговым и монахинями из храма Покрова Пресвятой Богородицы РПЦ. Они требовали немедленно отдать ключи от жилища и размахивали документами. Полицейский говорил об уголовной ответственности в случае неповиновения. Оказалось, что за несколько дней до этого приход Покрова Пресвятой Богородицы РПЦ в Регистрационной палате Порховского района на основании документов о передаче конюшни и разрешении на ее перепланировку оформил право собственности на дом, где жили бабушки, в обход решения суда. Отец Софроний незваных гостей попросил уйти и заявил, что ключи отдаст только приставам после соответствующего решения суда.

Псковский арбитражный суд отказал ему (в лице Богоявленского монастыря РПЦЗ) в оспаривании права собственности прихода Покрова Пресвятой Богородицы на дом, сославшись на то, что он в этом процессе регистрации —третье лицо.

В конце 2017 года приход РПЦ снова обратился в суд на этот раз уже с требованием выселить бабушек из дома. «Вы думаете, что Московская Патриархия способна на милосердие? —  поинтересовалась у меня заместитель прокурора Порховского района Людмила Семенова», — вспоминает отец Софроний. Сейчас в доме живут шесть пожилых женщин (среди них есть и инвалиды), но приход знал только о двух, их в процессе и назвал. Суд иск удовлетворил. Правда, с помощью заместителя прокурора Семеновой удалось избежать выселения одной лежачей старушки. Людмила Евгеньевна долго и проникновенно взывала к совести православных церковников и пыталась напомнить им о заветах Христа.

Вещи на улице, после решения о выселении. Фото: Любовь Попова

Валентины Матюнькиной среди подлежащих выселению де-юре по решению суда не оказалось: православные во главе с монахиней Бутаковой из храма Покрова Пресвятой Богородицы, очевидно, просто не знали, как ее зовут и не указали в документах. Но это им не помешало лишить труженицу тыла жилья де-факто: 31 декабря, пользуясь отъездом Валентины Михайловны в Дедовичский район, сменили в доме двери и замки, а вещи старушек выкинули на улицу. Когда отец Софроний с Валентиной Матюнькиной и другими бабушками вернулся в Жабово, то смог попасть только в одну комнату: в ней не успели сменить дверь. На остальные монахиня Русской Православной Церкви Бутакова повесила табличку: «Частная собственность. Посторонним вход воспрещен». А на все просьбы пустить или просто обсудить отвечала, что нет благословения.

«Они каждый суд начинали по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия, — убежден служитель РПЦЗ отец Софроний. — Тот всегда со времен темного казахстанского прошлого прикрывает Бутакову». Второго января 2018 года отец Софроний подал заявление с жалобой на действия прихода РПЦ в порховскую полицию. И когда следователь вместе с ним приехал в храм Покрова РПЦ, там заявили, что дом передан в собственность физическому лицу — монахине Михаиле Бутаковой. Сделка состоялась 27 декабря.

Отец Софроний сразу после судебного процесса о выселении подавал апелляцию на решение, но тогда спор шел с храмом РПЦ как с юридическим лицом. Теперь же из-за смены собственника сложилась юридическая коллизия, на которую, очевидно, и рассчитывали в Псковской епархии.

«Надо хлопотать»

Валентина Матюнькина до сих пор не может поверить в реальность происходящего, она не понимает, как «московские» (так она называет служителей храма Покрова Пресвятой Богородицы из-за того, что они подчиняются Московскому патриархату) могли так поступить с ней и ее единомышленницами. Она предполагает, что монахини решили выселить ее из-за того, что она часто ездила в монастырь зарубежной церкви в Дедовичский район. «Как это можно было сделать, как можно? Я же восстанавливала этот дом, жила здесь, — сетует бабушка-труженица тыла. — Они все сделали втихую: все мои вещи выкинули, двери повышибли. Что им теперь? Монахиня меня не послушает. С ней нельзя говорить, она такая дерзкая. Теперь надо хлопотать, что-то делать».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: Любовь Попова

В храме Покрова Пресвятой Богородицы от ответственности за выселение ветерана открещиваются. «Никого мы не выселяем, бабушки живут в доме, мы там сигнализацию проводить будем, — через дверь заявила корреспонденту „МБХ медиа“ личный секретарь монахини Михаилы Бутаковой. — Выкинутые вещи никогда бабушкам не принадлежали, мало ли что они вам рассказывают. Это вещи не их. А свою позицию мы озвучили в своих показаниях другим органам».

Оспаривать показания в судах и органах снова будет священник РПЦЗ отец Софроний. Сейчас он обратился с просьбой помочь бабушке-ветерану к врио губернатора Псковской области Михаилу Ведерникову. Одновременно с этим он оформляет очередную апелляцию в Псковском областном суде. А ставшей заложником конфликта между двумя церквями Валентине Матюнькиной вместе с другими женщинами придется искать новое место прописки, ведь со своим другим собственным жильем почти все они добровольно расстались, когда начали церковно-общинную жизнь.

Текст: Любовь Попова

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Читайте нас в Яндекс.Новостях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

39 комментариев

Правила общения на сайте

  • Светлана Василенко

    А ставшей заложником конфликта между двумя церквями Валентине Матюнькиной вместе с другими женщинами придется искать новое место прописки, ведь со своим другим собственным жильем почти все они добровольно расстались, когда начали церковно-общинную жизнь.
    Что можно на это сказать, за что боролись на то и напоролись. Пошли по лёгкому пути, а путь оказался тернистым.

  • Надик

    Незаконно заселились в здание, извольте вернуть собственнику, кто бы вы не были. Закон для всех един. Аферист в этом деле представитель РПЦЗ, прикрывающийся при попытке присвоения здания, наивными старушками. А для редакции, это повод для пропаганды очернительства Православия в целом.

    • диак Иоанн

      я православный церковнослужитель, перешедший в старообрядчество после долгих 17 лет служения в РПЦ МП заявляю, что в РПЦ творятся и не такие темные вещи, из-за чего я и ушел в 2011 году. Это преступная организация бандитов и мошенников, не имеющая к христианству и православию ни малейшего отношения. Доиграются, народ снова поднимет попов на вилы как в 17 м году, покидает их с колоколен. Очень бы этого не хотелось, достаточно запрета этой организации и возвращения имущества церкви прежним владельцам, у которых оно было отнято незаконно, а попов на принудительные работы или за решетку за их преступления. И да, в данном случае виноваты представители секты РПЦ МП, а бабушки как всегда в нашей стране остались крайними в этой истории и пострадавшими лицами. Жалко стариков и мерзко от поведения РПЦ.

      • Стефан

        Уважаемый диакон, хотелось бы взять у вас небольшое интервью, можно по скайпу…
        напишите пжлста на почту
        goldstep93@gmail.com

      • Вячеслав

        Членами, этой преступной организации, были: Иоан Крестьянкин, Николай Гурьянов и др.
        О, нет — они были другие. Значит возможно быть в этой Церкви истинным Христианином. А если не получается, может не в, этой организации, дело?

    • Светлана

      Надик, именно «аферист», как Вы его называете вложил в это здание СВОИ деньги!!! Своё личное время и силы.
      Старушки живут здесь со времен прихода, покойного батюшки Серафима. Дом был в ужасном, аварийном состоянии. И когда в него Софроний стал вкладывать средства (установил новые окна, двери, произведены ремонтные работы в комнатах где живут бабушки), то Бутакова подсуетившись решила, вдруг, что это здание их и нужно им. Конечно, не вложив ни копейки, получить отремонтированный дом, не ее ли это задача?! Судя по прошлому госпожи Бутаковой, она только и умеет, что лгать, воровать и захватывать… прикрываясь православием.
      «Добрая, православная монахиня» грозившая малолетним детям порезать мяч ножом и поубивать их… этим все сказано… мне жаль, что люди слепы и верят ей…

    • Ольга

      Православие, как и любая другая религия, это мракобесие. Очернить его больше, чем его приспешники очерняют своими действиями сами, невозможно.

      • Вааааа

        Спасибо вам Олёнька за такиё слова-
        Рёлигия — это нё развитиё, нё православиё и нё духовность. Рёлигия — это обман.
        Рёлигия — это очёнь старый и эффёктивный способ одурачивания больших масс насёлёния. Цёрковная Корпорация — это самая большая и мощная паразитичёская организация на планётё.
        Храни вас и люби Дажбог, Лада, Вёлёс, Пёрун

    • Галина

      Православие очернить нельзя, а вот людей, которые к нему примазываются не только можно, но и нужно.

    • Аким

      Все верно!

    • Светлана Василенко

      А ты чьих (раб) будешь, что так хлопочешь и переживаешь, ведь нельзя очернить то что не очерняется, а тут только факты и ничего личного и это всё объясняет.
      Поищи глупее себя, точно не найдёшь.

    • Кира

      Вообще-то в России закон далеко не для всех един!
      Или Вы не в России живёте или у Вас все еще впереди!

  • Роберт

    По меньше бы перекрещивать воздух и понять этим бабкам, что никакого БОГА, а есть мошенники уроды уголовники, друзья Путина в балахонах и другой бутафории мерзавцы и негодяи?! А Вы молитесь идиотки у Вас и жизнь отберут и посоветую ЗАГРОБНУЮ?!

  • Коммунист

    Только у людей с ПГМ могут появится такие комментарии, как выше. Позор вам! РПЦ, в лице проворовавшейся гражданки Бутовой, выкинула старушек на улицу. Вот факт. Остальное — попытки отмыть черного кобеля добела. Церковь всегда была служанкой власти. И всегда служила кормушкой для попов. Религия есть опиум для народа. Религиозный дурман нужен попам ровно для двух вещей: Во-первых, внушить оболваненным массам покорность (и этим церковь выгодна власти, это та работа, которую она выполняет для неё в обмен на то, что власть закрывает глаза на такие вот шалости церкви). А во-вторых, чтобы стричь шерсть со своих «овец», т. е. эксплуатировать их религиозные чувства с целью личной наживы.

    • Вааааа

      Спасибо вам за такиё слова--
      Рёлигия — это очёнь старый и эффёктивный способ одурачивания больших масс насёлёния. Цёрковная Корпорация — это самая большая и мощная паразитичёская организация на планётё. Ёё стараниями вёками обманываётся вся цивилизация…
      «Я убёдился, что учёниё Цёркви
      ёсть тёорётичёски коварная
      и врёдная ложь…»
      (Л.Н.Толстой)

      Храни вас и люби, Лада, Вёлёс, Пёрун, Сварог.

    • Степан

      К сожалению, но ваш комментарий в точку !

  • Алла

    РПЦ это не все Православие в целом. К счастью.

  • Любовь

    Эта аферистка — бывшая монахиня — воровка Бутакова Римма Михайловна, имеющая сейчас личного секретаря и, фактически руководящая приходом РПЦ, оказалась в этой истории победительницей? А как вы думали? Да в РПЦ и не такие дела проворачивают при поддержке государства и ФСБ. Никогда представители РПЦ не заботились по -настоящему о благополучии простых людей, таких, как эта труженица тыла Валентина Матюнькина. Так, — кадилом помахать, святой водой окропить, да и идите с миром, бог вам в помощь… А вот недвижимость бесхозную к рукам прибрать — это они — мигом! ПРАВОСЛАВНОЕ ВОРЬЁ!!!

  • Aharon Goldstein

    «Благословение на захват: в Псковской области РПЦ выселяет из дома ветерана войны […] поэтому отец Софроний от имени Богоявленского монастыря РПЦЗ обратился с апелляцией в Вологодский арбитражный суд».
    Пpи чём здecь Вологодский арбитражный суд?! Beдь Вологда -- она во-o-o-o-o-o-н-а где! Дa и Порховский район, c eгo пacкyдными cкoбapями, дaлeковaт oт cоветскo-cоловецкoй Вологды.
    dedushka berlinskij

  • Вадим

    По конституции церковь отделена от государства, но фактически сегодня по попустительству гаранта, церковь приобрела огромную власть над светской. Надвигается мракобесие попов!

  • Татьяна

    Н-да… Путин подписывает указ о возврате церкви принадлежащего имущества. И началось. Исаакиевский собор и т. д. Я думаю, старушек нужно оставить и сделать документы на проживание законным. Почему обязательно должно быть против людей.

  • Виталий

    Очередная травля РПЦ всё плохо

  • Виталий

    РПЦЗ рулит в загранице так пускай там и рулит

  • Афанасий.

    Ясно одно. Любовь тут не правит.

  • Аким

    Обычный вброс. При чем надавили именно на ВЕТЕРАНА ВОВ! А никто не увидел тут американскую РПЦ?))) И все не так там происходило, в корне все искажено. Бабушкам предложили отличный дом взамен этого, не смотря на юридическую правду. Не верьте сми, выборы скоро))) Путин, РПЦ и т. д. необходимо очернять и очернять.

  • Наталья

    ПОчему документ из Казахстана?

  • Мария

    У предыдущего настоятеля храма игумена Серафима фамилия была Шаньков, а не Шанько! Сергей Иванович Шаньков. Светлая ему память.
    А «матушку» Михаилу не спроста местные жители МихУилой прозвали практически сразу…

  • Лана

    Правильным со стороны Церкви было бы мгновенно отреагировать и запретить в служении этого корыстного священника. А монахиню сослать куда подальше.

    Забавно, как с подачи либерастов начали кричать про «мракобесие «религии. Уважаемые, почитайте историю, ознакомтесь с мнением уважаемых учёных, а не современных «просветителей» 30−40 лет — по меркам науки, вчерашних школьников. Многие из настоящих, культурных людей, профессоров были верующими. Например основоположник генетики и селекции Мендель, именем которого назван один из важнейших законов биологии, был христианским монахом.
    Стряхивайте, пожалуйста, лапшу с ушей. Не превращайтесь в фанатиков и мракобесов по борьбе с религией.

    • Малышка

      А монахиню сослать куда подальше …
      Так она и так в жопе географии! Куда дальше то?

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: